Станет ли "Женева-2" постоянным институтом
Читать на сайте Вестник КавказаПравительство Сирии намерено полностью выполнить требования международного сообщества по химическому разоружению страны, заявил РИА Новости министр информации Сирии Омран Аз-Зоубию, При этом он не исключил, что боевики могут попытаться сорвать выполнение российско-американского плана: "Террористические группировки совершают преступления и поэтому надо учитывать их действия. Надо всегда быть готовым к тому, что террористы могут совершить провокации". Министр подчеркнул, что правительство Сирии берет на себя обязательства по обеспечению безопасности работы международных инспекторов на всей территории, подконтрольной армии. Однако в районах, которые находятся под контролем боевиков, орудуют боевики из "Джабхат Аль-Нусры" и "Аль-Каиды". У правительства Сирии нет каналов связи с этими группировками. "Предполагается, что именно они должны обеспечить инспекторам безопасность. Равно как и те, кто спонсирует этих боевиков из Катара, Турции и Саудовской Аравии. Они должны разделять эту ответственность", — подчеркнул Аз-Зоуби.
Между тем, вчера Россия и США обратились к сирийской оппозиции с просьбой "говорить одним голосом". По итогам переговоров с госсекретарем США Джоном Керри на Бали глава МИД Сергей Лавров посетовал, что ранее представитель Национальной коалиции заявил о готовности оппозиции принять участие в "Женеве-2", однако уже на следующий день другой представитель сирийской оппозиции заявил об обратном.
Тем не менее о "Женеве-2" и в целом о сирийском урегулировании российские эксперты высказывают обнадеживающие мысли.
"Процесс, который сейчас был запущен совместными усилиями РФ и США, имеет две стороны, - считает советник зампреда Совета Федерации, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов. - Сам по себе сюжет химического оружия был искусственно вброшен в сирийскую ситуацию. И в какой-то мере он на время заменил все остальные сюжеты, в том числе гораздо более важные, касающиеся социально-экономического, политического кризиса в Сирии. Сейчас мы только в аспекте подготовки к "Женеве" говорим о коренных проблемах, которые стоят в Сирии, а так в основном про химоружие. Это одна сторона. Она настраивает нас на то, чтобы не было эйфории особенной, что по-другому все дело пошло и так далее. Пошло только на этом участке пока.
Вторая сторона более позитивная. Позитив заключается в том, что впервые от конфронтации Россия и США перешли к более согласованным усилиям, хотя и в этом очень ограниченном пространстве. Мы видим свою задачу в том, чтобы, отталкиваясь от первых позитивов в развитии нашего диалога с США на сирийском направлении, выстроить определенный механизм взаимодействия и распространить его далее на два следующих уровня. Первый уровень – это общесирийское урегулирование, и это возможно сделать в случае успеха Женевской встречи в ноябре".
Бакланов призывает российское руководство оказать помощь сирийскому режиму: "При всех оговорках и недочетах, которые мы видим в режиме Асада и в нем лично, мне кажется, ему надо расширить помощь, включая военную помощь, и этого не надо стесняться. Надо делать выводы, не только исходя из того, что происходит в самой Сирии, но и что в других странах. В Ливии ситуация дошла до совершенно критического такого рубежа, мы вынуждены убрать оттуда присутствие на время, я надеюсь. Но начиналось-то все очень схоже с тем, что происходит в Сирии. Я думаю, что надо более решительно оказывать помощь сирийскому режиму, и несмотря на наше несколько скептическое традиционное отношение к нему, все-таки ему помочь в противостоянии совершенно оголтелым бандам наемников".
Второй уровень - ближневосточное урегулирование в целом. "Если на сирийском направлении "Женева" даст позитив, то можно будет пойти и дальше. Если наши контакты с американцами пройдут успешно, то нужно будет вернуться к механизму коспонсорства и на сирийском направлении, и ближневосточном направлении в целом. Надежды, которые мы связывали с международной «четверкой» посредников, себя не оправдали. Прошло 11 лет с момента создания этого механизма. Поначалу были какие-то проблески, была дорожная карта, хотя, конечно, там были откровенно наивные моменты. С тех пор ни одна инициатива «четверки» не увенчалась никаким успехом, в отличие от периода, когда было коспонсорство. Я думаю, надо «четверку» не распускать, но акцент сделать все-таки на возможное коспонсорство. В дополнение к «четверке» нужно попробовать сделать российско-американский «дуэт» коспонсорства и снова попробовать заняться более широким ближневосточным урегулированием", - считает Бакланов.
Ситуация на всем Ближнем Востоке беспокоит и директора исследовательского центра "Ближний Восток – Кавказ" Международного института новейших государств Станислава Тарасова: "Посмотрим на карту Большого Востока. Афганистан развален. Проблему Афганистана урегулировать будет очень сложно. Ирак развален. Ливия развалена. Египет на грани развала. Еще неизвестно, что будет происходить в Северной Африке. Еще непонятно, как будут развиваться процессы в Сирии. И совершенно непонятно, как будет формироваться геополитическая ситуация в самой Турции. Если Турция переходит к федеративному формированию, то мы видим рождение совершенно новой Турции, и мы должны признать, что это тоже идет процесс фрагментации".
В современной мировой политике Тарасов обнаружил "абсолютно загадочное, не описанное еще политологами явление": "Вдруг новый президент Ирана Рухани, который ни одного шага практического не сделал в сторону уступки западным позициям, находит поддержку на Западе, открывает линии, разблокирует счета, ведет телефонные переговоры и так далее, он становится каким-то таким либеральным героем. В чем дело? Дело в том, что эти процессы, учитывая, что Иран – многоэтническая страна (я не говорю о конфессиях, я не говорю об идеологии), а этническая сторона вопроса ведет к фрагментации Ирана. Такой же фрагментации, с которой столкнулся Ирак, к такой же фрагментации, с которой сталкивается Сирия и другие ближневосточные страны. Следовательно, повестка дня будущей "Женевы" формируется интересным, уникальным образом, она выглядит интригующе".
Тарасова, в частности, заинтриговало следующее: ""Женеву-2" предлагают превратить в постоянный институт. Это не только решение проблемы сирийского химического оружия или проблема статуса Сирии или урегулирование взаимоотношений между конфликтующими сторонами и официальным Дамаском. Если сделать "Женеву-2" по ближневосточному урегулированию с постоянным статусом, можно создать так называемые подкомиссии, учитывая предстоящие локальные конфликты и локальные противоречия в Ливии, в Египте, в Ираке, в Афганистане".