Фикрет Садыхов: «Азербайджан никогда не предъявлял никаких территориальных претензий Армении»
Читать на сайте Вестник Кавказа"Вестник Кавказа" попросил известных политологов из Азербайджана и Армении профессора Западного Университета Фикрета Садыхова и директора Института Кавказа Александра Искандаряна рассказать о том, каковы на сегодняшний день позиции сторон, насколько Азербайджан и Армения готовы к диалогу, предложить наиболее вероятные сценарии развития ситуации и оценить роль международных посредников. Сегодня мы публикуем интервью Фикрета Садыхова.
- Чьей проблемой сегодня является нагорно-карабахский конфликт, только Армении и Азербайджана или региона и мира в целом?
- Однозначно, для каждой из конфликтующих сторон эта проблема является приоритетной. Но в случае с Азербайджаном, ситуация отличается тем, что помимо Нагорного Карабаха, где провозглашена идея о самостоятельности, армянские войска по сей день занимают семь азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха. Это серьезное различие между подходами с армянской и с азербайджанской стороны. Именно в этом заключается главная «фишка». Мы видим оккупированные территории и сепаратистский режим, который провозгласил независимость территории, входящей в состав Азербайджана. Однако эта территория признанна как азербайджанская всем мировым сообществом.
- Насколько необходимо участие международных посредников? Или они только затягивают решение конфликта?
- Проблема очень болезненная. Она затрагивает любого гражданина нашей страны, это очень серьезный вопрос. И тут важно трезво оценивать слоившуюся ситуацию. Я убежден, что в начале 1990-х, когда ОБСЕ сформировала Минскую группу с участием трех ведущих государств, перед ней стояло несколько задач. Первая – приостановить военные действия, а второе – взять под контроль ситуацию. Прошло более 20 лет, время показало, что ведущие государства, которые в других ситуациях, в других регионах действуют значительно оперативнее, руководствуются буквой закона, международного права, придерживаются норм объективного и справедливого решения тех или иных территориальных и региональных проблем, в данной ситуации демонстрируют полную беспомощность. Хотя эти ведущие государства обвинить в беспомощности очень сложно, они решают мировые проблемы, важные задачи, идут в авангарде мирового развития во многих сферах.
Сохранение статус-кво, связанного с Нагорным Карабахом, абсолютно неприемлемо. Более того, оно непонятно, поскольку Азербайджан прекрасно знает и понимает, что в случае необходимости и в случае заинтересованности эти страны могли бы действовать в соответствии с теми резолюциями, принятыми на высоком уровне в международных структурах, которые обязывают армянскую сторону освободить азербайджанские территории.
- Насколько Армения и Азербайджан сегодня готовы к дипломатическому урегулированию конфликта?
- Я за Армению говорить не могу, могу сказать за свою страну. Азербайджан неоднократно демонстрировал готовность к конструктивному сотрудничеству. Азербайджан принял все принципы соглашений и переговорных процессов в Праге, Мадриде.
Существуют еще обновленные «мадридские принципы». Суть их в чем? Вопрос решается в два этапа. На первом - освобождаются захваченные азербайджанские территории. На втором этапе в результате переговорного процесса возвращаются беженцы в места своего проживания, и переговорный процесс по Нагорному Карабаху продолжается на основе норм и принципов международного права. Мы предлагали различные модели урегулирования – это и Аландские острова в Финляндии, это и модель Южного Тироля, с большими полномочиями тех этнических групп, которые проживают на той территории. Но Азербайджан постоянно сталкивается с неконструктивным подходом, отрицанием всех конструктивных предложений, идей. Армения пытается сохранить статус-кво в вопросе урегулирования Карабаха на многие годы, с чем Азербайджан согласиться никак не может и никогда не согласится.
- Кто должен сделать первый шаг сейчас, чтобы выйти из тупика?
- Армения хотя бы в качестве жеста доброй воли должна начать процесс вывода своих войск с оккупированных азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха. Этот процесс должен начаться. Потом Азербайджан может чем-то ответить. Пока азербайджанская территория, признанная всем мировым сообществом, оккупирована, ждать от Азербайджана каких-то компромиссных шагов нереально. Думаю, что с этого должен начинаться процесс примирения, потому что Азербайджан более 20 лет продолжает находиться в формате переговоров, не отказывается от него.
- Может ли наступить момент, когда дипломатическое урегулирование станет невозможным?
- Исключать этот вариант нельзя. Если кто-то думает в Армении или в других странах, что Азербайджан когда-то смирится со всем этим, то это не так. Этот вопрос будоражит все политические силы Азербайджана, общественность, все слои нашей страны, и руководящие элиты, и простых граждан. Без решения этой проблемы Азербайджан не видит своего будущего. Мы неоднократно заявляли, что дипломатические пути, мирные переговоры, потенциально еще не исчерпаны. Мы все-таки рассчитываем на трезвость подхода армянской стороны, на справедливые оценки и подходы ведущих государств, на решительные действия международных структур. Надежда пока остается, но естественно, со временем потенциал этого мирного подхода уменьшается.
- Возможен ли вариант, когда Азербайджан оставит Карабах Армении? Например, в 1990-х обсуждалась «мегринская рокировка» - Армения отдает Мегринский район в обмен на территории Нагорного Карабаха…
- Это абсолютно нереально. Американский политолог Пол Гобл и другие эксперты выдвигали подобные идеи. Но менять территорию на свою же глупо. Это не соответствует геополитическим интересам Азербайджана. Мегри – участок на сегодняшний день на территории Армении. Нагорный Карабах – это отдельная область Азербайджана, где всегда жили этнические азербайджанцы, начиная с доисторических времен. Там существовало Карабахское ханство, которого на армянской территории, понятно, быть не могло.
Тем не менее мы считаем армянское население Карабаха своим. Мы никогда не занимались этнической чисткой армян на территории Нагорного Карабаха. Мы всегда благожелательно к ним относились.
Провокация, имевшая место в конце 1980-х, проведенная при участии деструктивных политических сил ЦК КПСС, привела к такому вот результату. Поэтому думаю, что обмен территориями абсолютно не равноценен и не отвечает интересам Азербайджана. В Азербайджане никогда серьезно не рассматривали идею подобного обмена.
- Демографическая ситуация в обеих странах обостряет конфликт? Из Армении идет массовая миграция, а Азербайджан наоборот растет.
- Вам из Москвы виднее. В Армении идет сокращение населения, в этом смысле страна сжимается, как шагреневая кожа. Десятки тысяч людей в год покидают Армению. Она лишена участия в каких-либо региональных проектах, в результате реализации которых могла бы иметь очень серьезную возможность экономического возрождения, повышения социального уровня населения. Армения могла бы быть привлечена к различным нефтегазовым проектам в регионе. Мы неоднократно предлагали подобные варианты. Демографическая ситуация работает не на Армению.
Напротив, население Азербайджана растет. Есть даже интересные статистические данные о том, что часть мигрантов из России и других стран возвращается в Азербайджан, потому что открываются новые рабочие места. Эта ситуация в корне отличается от той, которая была в начале 1990-х годов. Эта реальность, с которой Армения должна считаться.
- Идет ли диалог между Арменией и Азербайджаном на экспертном уровне, на уровне неправительственных организаций?
- Диалог должен вестись не ради диалога, а ради реальных позитивных шагов. На протяжении всех этих 20 лет очень часто на различных площадках встречались и журналисты, и политологи, и деятели культуры. Была даже организована поездка в Нагорный Карабах, в Ереван и Баку совместной делегации Армении и Азербайджана во главе с послами Азербайджана и Армении в Москве. Это все было. Сейчас тоже есть такие встречи, но они, к сожалению, не приносят каких-то результатов.
Подобные встречи должны отрезвлять власть, которая ведет себя крайне неконструктивно в Ереване. Просто встречаться, просто разговаривать можно сколько угодно. Говорить о продолжении подобного диалога просто не имеет никакого смысла.
Исходя из сложившейся ситуации, Азербайджан повышает свой военный потенциал, увеличивает военный бюджет. Мы вынуждены идти на подобные шаги, потому что если часть страны захвачена другим государством, то, что же остается делать Азербайджану? При этом Азербайджан никогда не предъявлял никаких территориальных претензий Армении. Потому что когда речь иногда заходит о применении военной силы со стороны Азербайджана, все почему-то думают, что кто-то собирается организовывать атаки на Ереван. Нам не нужны чужие территории, речь идет об освобождении своих. Как показывает практика последних лет, мы идем к этому целенаправленно. Мы сторонники мирного урегулирования этого вопроса, но этот процесс не может быть вечен.