Итоги визита Рухани в США: отказ от излишеств и признание очевидного - эксперты

Читать на сайте Вестник Кавказа

Визит президента Ирана Хасана Рухани в США, ознаменованный его выступлением на Генассамблее ООН, произвёл противоречивое впечатление. С одной стороны, иранский политик отказался от встречи со своим американским коллегой Бараком Обамой. С другой, Рухани выступил с сенсационным заявлением о признании Холокоста, что при его предшественнике Махмуде Ахмадинеджаде было немыслимо. В связи с этим "Вестник Кавказа" обратился за комментариями к президенту Института Ближнего Востока Евгению Сатановскому и профессору МГИМО, члену научного совета Московского Центра Карнеги Алексею Малашенко. Эксперты сошлись во мнении, что несостоявшаяся встреча с двух президентов была бы излишней, а также в том, что заявление Рухани о Холокосте является признанием очевидного факта.

По мнению Евгения Сатановского, встреча Хасана Рухани с Бараком Обамой обернулась бы пиар-акцией последнего. "Надо сказать, что президент Обама блестящий специалист по пиару - он один из лучших в американском истеблишменте знает как правильно подходить к микрофону, что говорить, с каким выражением лица", - напомнил он.

При этом реальной пользы она бы не принесла, поскольку, по мнению эксперта, "пока что Америке с Ираном говорить не о чем, а давать соответствующую пиар-подачу Обаме Рухани не хочет - зачем?"

Алексей Малашенко отчасти с этим согласен, однако рассматривает этот вопрос в иной плоскости. По его мнению, отказ от встречи выгоден обоим президентам, поскольку она ни к чему бы не привела. При этом в сложившихся условиях отсутствие результата результатом не является. "Когда стало ясно, что из этой встречи не будет победителей, все останутся при своих, особенно на фоне того, что недавно происходит, видно, решили отложить, потому что непобеда в данном случае это поражение и того, и другого, а им это не нужно сейчас. Ничего, потерпят, подождут, ещё встретятся", - считает он.

Говоря о признании иранским президентом Холокоста, президент Института Ближнего Востока выразил мнение, что это может являться уловкой для отвода глаза и облегчения пути Тегерана к обретению ядерного оружия. "Сейчас все выдохнут и с глубоким удовлетворением начнут с Ираном разговаривать - будут разговаривать до той поры, пока не появится на свет иранское атомное оружие. После чего разговоры перестанут быть адекватными, поскольку ну вот есть атомная бомба у Индии, Пакистана, Израиля, ну есть у Ирана. И что теперь поделать?" - предположил он.

При этом Евгений Сатановский отметил, что одно лишь заявление не окажет существенного влияния на отношения между Ираном и Израилем, поскольку в Тель-Авиве смотрят не на слова, а "на реальность отношений с Ираном. Эта реальность такова, что ИРИ предъявляет претензии к существованию государства Израиль, государство Израиль не предъявляет претензий к существованию ИРИ".

Алексей Малашенко выразил мнение, что признав Холокост, Хасан Рухани лишь продемонстрировал, что он нормальный человек. "Каждый нормальный человек, кем бы он ни был, он должен это признать. В конце концов, тут нет ничего ни антиисламского, ни антииранского. Это тот факт, который был. И то, что Рухани сделал он просто доказал, что он нормален, что он вменяем и не желает ассоциировать себя с экстремистскими словами и выражениями", - считает эксперт.