Решение Армении вступить в ТС укрепляет позиции России на Южном Кавказе
Читать на сайте Вестник КавказаТри недели назад Армения изъявила желание вступить в Таможенный союз, но для этого требуется официальное одобрение стран-участниц – не только активно ратующей за расширение альянса России, но также Белоруссии и Казахстана. В Астане и Минске к появлению нового члена ТС отнеслись вполне благожелательно, однако некоторые белорусские эксперты сомневаются в искренности этих заявлений, мотивируя это тем, что при скромных масштабах взаимной торговли предполагаемое вступление Армении в ТС не сможет сказаться напрямую на экономическом положении Белоруссии.
Тем не менее в Москве утверждают, что заявление Сержа Саргсяна о готовности присоединиться к Таможенному союзу и участвовать в формировании Евразийского союза будет благом для всех.
По словам бывшего российского посла в Армении Вячеслава Коваленко, "с начала текущего года, когда работа над соглашением между ЕС и Арменией об ассоциации и зоне свободной торговли вошла в завершающую стадию, западные эксперты уверяли, что речь идет исключительно об унификации стандартов производимой в Армении продукции и ее законодательства. И только на последней стадии, в конце августа, европейские комиссары и дипломаты в Ереване и за пределами стали жестко заявлять, что экономическая интеграция и политическая ассоциация должны идти рука об руку, и они являются неотъемлемыми частями соглашения об ассоциации. Еврокомиссар Фюле заявил в этой связи, что ЕС не может разделить эти два важнейших соглашения. Таким образом, стало ясно, что речь идет не столько о системе ценностей, вокруг которых все время навязывалась западниками дискуссия о правах человека, цивилизованном пути развития, борьбе с коррупцией, ликвидацией монополий, а о геополитическом выборе, который навязывали Армении".
Местная элита, правительство, часть окружения президента склонялись к тому, чтобы следовать по европейскому пути развития, который сделает в перспективе Армению частью европейской системы. По мнению Коваленко, "это радовало, но не отвечало на вопрос - если менять геополитическую ориентацию, то необходимо решать проблему безопасности, однако альтернатива действующей и опирающейся на возможности России безопасности не находилась. Соблазны и сомнения правящей элиты были велики. В этой связи требовался принципиальный разговор с Ереваном на высшем уровне, который и состоялся 3 сентября. Итогом глобального противостояния интеграционных объединений стало решение Армении вступить в ТС".
Как полагает Коваленко, "присоединение Армении к ТС укрепляет позиции России на Южном Кавказе и в перспективе, в случае углубления в разумных пределах интеграции, может оказать влияние на весь южнокавказский регион. С точки зрения геополитической и геоэкономической картины мира, присоединение Армении, хотя и небольшого государства, может иметь интеграционный эффект на постсоветском пространстве, намного превышающий размер и экономический потенциал этой страны. В рамках Евразийского экономического союза присоединение Армении к ТС позволит сохранить внутренний баланс между азиатско-мусульманским фактором, который будет укрепляться с вхождением в Евразийский союз Киргизии и, возможно, в перспективе Таджикистана, и европейским христианским фактором".
Между тем, как считает Коваленко, "помимо в целом успешных действий по удержанию Армении в рамках союзнических отношений с Россией, важно не ограничиваться диалогом номенклатур. Необходимо разворачивать работу по популяризации евразийского проекта, объяснять гражданам Армении, что они могут выиграть от участия страны в евразийских интеграционных проектах. Следует вносить в идеологическую парадигму отношений некоторые коррективы. Помимо линии на укрепление дружбы и братства народов, на славное историческое прошлое, необходимо разъяснять в армянском обществе, зачем нужно интегрироваться и что будет, если Армения отделится от России".