Ереван в тисках геополитических полюсов (второй раунд борьбы)
Читать на сайте Вестник КавказаПродолжение. Начало см. Ереван в тисках геополитических полюсов (первый раунд борьбы)
Заявление Сержа Саргсяна о намерении Еревана присоединиться к Таможенному союзу (ТС) не поставило точку в геополитических процессах вокруг Армении. В первом раунде борьбы победу одержала Москва. Теперь начался второй раунд борьбы, для которого характерна актуализация любимой темы Запада - с заявлениями о нарушении прав человека. Обеспокоенность этим вопросом выразило посольство США в Армении и международная правозащитная организация Human Rights Watch, призвавшие армянские власти привлечь к ответственности людей, виновных в участившихся нападениях на гражданских активистов.
В целом реакция европейцев на решение Еревана была очень жесткой, однако эта жесткость была адресована России, которая, по убеждению представителей ЕС оказала давление на Армению, пригрозив, в том числе и эскалацией военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. "Европарламент считает неприемлемым давление различного вида со стороны России на страны-участницы программы ЕС "Восточное партнерство" (Армения, Азербайджан, Грузия, Украина, Молдавия и Белоруссия, которые находятся на стадии завершения или парафирования двухсторонних соглашений об ассоциации с ЕС. Европарламент считает, что прогрессивная интеграция между странами-партнерами и ЕС совместима с их стремлением развивать добрососедские отношения с Россией", - говорится в недавно принятом заявлении Европарламента.
Эти оценки, также как и доходящие до угроз заявления некоторых российских экспертов, включая их заверения в изменении статус-кво в вопросе карабахского урегулирования в случае, если Армения выберет европейский путь развития, в Ереване сочли показателями взаимной нетерпимости Запада и России, рецидивами "холодной войны". Между ее жерновами и оказалась Армения. Воспользовавшись неуклюжими и преждевременными попытками Еревана уйти на Запад, Кремль еще больше увеличил свое и без того непомерно огромное влияние на маленького союзника.
Руководитель Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян считает, что приняв решение о присоединении к ТС, власти Армении передали безопасность своей страны России: "Здесь власти намекают на то, что есть проблемы с безопасностью. Я с ними согласен: после этого их шага безопасность находится под угрозой. Впредь важнейшие для Армении вопросы будут решаться в Москве, а во-вторых, мы потеряем шанс стать правовым государством".
Вероятно, Армении не стоило начинать процесс продвижения к Западу, чтобы не быть насильно загнанной в ТС. Армению "попросили" вступить в ТС после многочисленных заявлений высокопоставленных чиновников и функционеров от правящей Республиканской партии Армении (РПА) о том, что Ереван выбрал европейский путь развития. Люди, восхвалявшие Соглашение об ассоциации, включая вице-председателей РПА, заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна, после 3 сентября буквально в одночасье изменили свою позицию и стали ярыми сторонниками ТС.
Политолог Ерванд Бозоян, говоря о выборе между Евросоюзом и Евразийским союзом, отметил, что вопрос не столько в выборе системы ценностей, сколько в геополитическом выборе: "В нашем обществе нет проблемы выбора системы ценностей, поскольку мы являемся составной частью европейской системы. Если менять геополитический фактор, то нужно будет решать и проблему обеспечения безопасности. Де-факто Армения была вынуждена сделать свой выбор в пользу ТС". При этом политолог считает, что Армения, не имеющая общих границ со странами ТС, будет иметь серьезные проблемы, в том числе в вопросе Нагорного Карабаха: "В национальных, государственных интересах Армении было бы попытаться приблизить свои нормативные акты к стандартам стран-членов ТС, одновременно проведя тот же процесс в случае с Евросоюзом. Тем самым можно было бы стать мостом между Западом и Россией. Армения не была готова присоединяться к большой системе".
Так или иначе, Ереван, сам загнал себя в рамки ТС, лишив возможности маневра. Между тем, в истории есть примеры того, как некоторые страны терпеливо выжидая момент, делали хорошо просчитанные, а не преждевременные шаги на Запад, не подвергая угрозе ни свою национальную безопасность, ни свои отношения с могущественной Россией.