Кому нужен энергетический клуб ШОС
Читать на сайте Вестник КавказаСреди перспективных направлений сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на саммите, прошедшем в конце минувшей недели в Бишкеке, российский президент назвал энергетику. «Считаем необходимым запустить практическую работу Энергетического клуба Шанхайской организации сотрудничества. Это открыло бы дополнительные возможности для реализации перспективных проектов в области топливно-энергетического комплекса между государствами – членами ШОС, между наблюдателями и партнерами по диалогу», - завил Владимир Путин.
(Напомним, что члены ШОС - Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, а партнеры-наблюдатели - Иран, Афганистан, Монголия, Индия и Пакистан).
Российские эксперты считают энергетику действительно перспективным направлением взаимодействия.
«С точки зрения роста потребления Индия и Китай - основа мирового роста потребления энергоносителей. Следовательно, есть громадная основа для поиска действительно хороших, взаимовыгодных решений, - говорит глава думского комитета по энергетике Иван Грачев. – Недавно Министерство энергетики США объявило краткосрочный прогноз по ценам на нефть. По их прогнозам, в следующем году нефть будет стоить дешевле на шесть долларов. На мой взгляд, это почти невероятно, ведь мир потихоньку пошел в экономический рост и будет довольно долго еще расти. На мой взгляд, это в значительной степени политическое заявление. Оно не имеет серьезного экономического обоснования. Но тем не менее, оно делается. Если мы посмотрим долгосрочные прогнозы, например, лет на 15 вперед, то выяснится, что разброс цен по нефти и газу будет примерно десятикратным. По нефти будет от 50 до 500 долларов за бочку примерно.
А мы собираемся вкладывать деньги в большие северные проекты, шельфовые. На днях будем в Думе обсуждать соответствующие преференции. Но при прогнозе 50 на 500 никакие серьезные деньги вкладывать нельзя. То есть уровень рисков будет абсолютно неприемлем для вложения триллионов долларов.
Сравнивая эти два обстоятельства - то, что эти прогнозы в значительной степени политизированны и слишком волатильны для принятия решений, - хотелось бы иметь на такой площадке как ШОС свою систему. Не только международный энергетический клуб ШОС, но и всю прогнозную систему, которая в том числе упирается и в прогнозы развития экономики.
С точки зрения интеллекта и интересов, несомненно можно это сделать. ШОС в состоянии с этим справиться».
«ШОС - важная региональная площадка, но когда мы говорим о более конкретных вещах, которые касаются национальных интересов, как, например, энергетики, то возникает больше вопросов, - считает эксперт Института востоковедения РАН Станислав Притчин. - Если мы посмотрим на то, кто является странами-участниками ШОС, это и страны-поставщики, и страны-потребители. Главным потребителем является Китай, который фактически не использует площадку ШОС для решения своих энергетических проблем, но работает со всеми странами-участницами ШОС.
Буквально в начале сентября Китай стал полноправным акционером, купив долю Каноко-Филлипс на крупнейшем месторождении в регионе - в Кашагане. Отчасти это является очень серьезным фактором, потому что изначально, когда запускался этот мегапроект стоимостью более 100 миллиардов долларов, предполагалось, что он станет основной ресурсной базой трубопровода Баку-Тбилиси-Джихан и основные потоки нефти пойдут на Запад. Появление же в рядах акционеров Китая говорит о том, что как минимум десятая часть нефти с этого месторождения пойдет на Восток. Соответствующая инфраструктура на сегодняшний день уже существует - есть нефтепровод, который построили китайцы через всю территорию Казахстана. Параллельно этому они ведут очень активную работу и по газовой инфраструктуре.
Буквально на днях визит нового председателя Китая Си Цзиньпина показал, что Китай, хотя уже достигнуты колоссальные успехи в обеспечении энергетической безопасности, из Туркменистана, в первую очередь, останавливаться на этом не собирается. Помимо дополнительных веток уже существующего газопровода Туркменистан –Узбекистан –Казахстан -Китай планирует проводить параллельные ветки через Таджикистан и Киргизию, тем самым позволив этим странам в будущем частично обеспечивать за счет этой инфраструктуры свою безопасность.
Мы наблюдаем, что Китай фактически в одностороннем порядке проводит очень активную политику в регионе и является главным инициатором, модератором и главным инвестором всего происходящего. Частично это вступает в определенную конкуренцию с российской инфраструктурой, которая существует, но, учитывая, что России очень важна своя доля на европейском рынке, отток части энергоресурсов из Каспийского региона на Восток отвечает интересам России. Поэтому здесь прямого столкновения между интересами России и Китая мы наблюдать не можем. Более того, уже в течение нескольких лет ведутся переговоры между Россией и Китаем о поставке российских энергоресурсов в Китай. По итогам последней встречи был подписан очередной пакет рамочных документов о промежуточных результатах переговоров».