Грузино-абхазская конфедерация и убийство российского дипломата

Читать на сайте Вестник Кавказа

В понедельник утром в Сухуми убит первый секретарь российского посольства в Абхазии Дмитрий Вишернёв. См.
"ВК" "Гибель сотрудника российского посольства в Абхазии"
По сообщению абхазских источников, «убийство произошло рядом с домом на улице Назадзе, где Вишернёв жил на съемной квартире. Именно на это обстоятельство обратил внимание глава прогрузинского «Верховного совета Абхазской автономной республики» (в изгнании) Георгий Гвазава. «Улицы Назадзе в Сухуми никогда не было. Такой фамилии вообще нет. Была улица Нозадзе в железнодорожном поселке за вокзалом, но абхазские власти давно переименовали все улицы с грузинскими названиями и изгнали оттуда грузин еще в 1993 году. Сухумские источники специально вспомнили прошлое название улицы, чтобы намекнуть на якобы существующий грузинский след, которого там нет и быть не может», - сказал «Вестнику Кавказа» Гвазава, выразив мнение, что убийство «наверняка спишут на «бытовуху». «Москве и Сухуми невыгодно афишировать свои противоречия, поэтому все свалят на то, что Вишернёв толи занимался бизнесом, то ли был чьим-то любовником. В общем, объяснят убийство дипломата криминальными разборками», - прогнозирует Гвазава.

Дмитрий Вишернёв занимался, в том числе, проблематикой возвращения русских, выехавших из республики до признания Россией независимости Абхазии и восстановления их прав на временно оставленные квартиры. Эта тема вызывала острые дискуссии и даже противоречия между Сухуми и Москвой. Отвечая на опасения абхазской общественности о том, что претензии на квартиры могу выдвинуть и грузинские беженцы, живущие в РФ и обладающие российским паспортом, Дмитрий Вишернёв официально заявил, что совместная российско-абхазская комиссия, сформированная для решения имущественных вопросов, не будет рассматривать жалобы граждан РФ грузинской национальности, вызвав тем самым взрыв возмущение в Грузии.

Госминистр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили в интервью «Вестнику Кавказа» выразил сожаление в связи убийством российского дипломата: «Очень печальный факт. Надеюсь, преступление будет раскрыто и найдут как заказчика убийства, так и непосредственного исполнителя». Закареишвили воздержался от ответа на вопрос, как убийство Вишернёва повлияет на российско-абхазские взаимоотношения: «Предпочитаю это не комментировать, давайте дождемся итогов расследования».

На этом фоне бывший мэр столицы Аджарии Батуми Аслан Смирба, сбежавший в Москву 6 мая 2004 года вместе с экс-главой аджарской автономии Асланом Абашидзе, выступил с сенсационным заявлением о том, что «самостоятельно ведет переговоры с абхазскими лидерами» о создании грузино-абхазской конфедерации. Среди своих абхазских партнеров Смирба назвал бывшего руководителя администрации президента Абхазии Валерия Аршбу и экс-министра иностранных дел Сергея Шамбу, которые стояли у истоков движения Абхазии за независимость от Грузии. «У меня очень теплые отношения с Валерием Аршба и Сергеем Шамба. А также с председателем правительства Абхазии. Даю гарантию, что после 27 октября (президентских выборов в Грузии), начнутся переговоры с Абхазией, чтобы разрешить вопрос нашей конфедерации. Мы достигнем этого, даю вам гарантию!», - утверждает Аслан Смирба, который несколько лет назад организовал в Трабзоне встречу между «высокопоставленным абхазским чиновником» и министром внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. Они, по словам Смирба, как раз говорили о будущей конфедерации Грузии и Абхазии. «Если хотите знать правду, 80% вопроса уже урегулировано», - утверждает господин Смирба.

Но можно ли ему верить?
Аслан Смирба – этнический абхаз, потомок абхазских махаджиров, уехавших в Турцию в 1860-х и поселившихся в Аджарии, которая в те времена все еще была частью Османской империи. Не исключено, что Сергей Шамба, Валерий Аршба и другие абхазские лидеры могли с ним контактировать. Но что касается договоренностей о создании конфедерации – это нонсенс. Хотя, сама встреча Мерабишвили с одним из руководителей Абхазии, по данным «Вестника Кавказа», действительно состоялась, но организовывая ту встречу с помощью Аслана Смирба, абхазская сторона ставила иную цель – намекнуть Москве на возможность грузино-абхазского компромисса вопреки интересам России в случае, если РФ продолжит давление на Абхазию по нескольким болезненным темам. (Таким как возвращение квартир этническим русским, уехавшим из Абхазии до признания ее независимости и пожелавшим сейчас вернутся в свои дома; передача российским структурам правительственных дач бывших руководителей СССР и прилегающих к ним территорий; снятие запрета на покупку недвижимости в Абхазии россиянами и некоторые другие вопросы).

Трения на этот счет продолжаются до сих пор, поэтому абхазские руководители и не прочь порой прибегнуть к методу «легкого шантажа» Москвы. Ведь любое сближение (пусть даже символическое) между Сухуми и Тбилиси в условиях, когда Грузия продолжает прозападный курс и отказывается от восстановления дипотношений с РФ, было бы воспринято российской общественностью как нивелирование победы 2008 года и серьезный провал действующей российской власти.
Однако это вовсе не значит, что грузино-абхазский компромисс действительно возможен, поскольку любая грузинская власть будет вынуждена настаивать на возвращении в Абхазию грузинских беженцев, а любая абхазская власть, в свою очередь, никогда не согласится с таким предусловием урегулирования взаимоотношений с Грузией.

PS: Комментируя заявление Смирба, источник «Вестника Кавказа» в Сухуми высказал предположение, что это провокация: «Грузинская сторона выбрасывает такие тексты пачками. В Абхазии на них серьезные комментаторы внимания не обращают. Вопросы такого масштаба отдельными личностями не решаются. Ни Смырба, ни Шамба, ни Аршба никакой власти не имеют, поэтому ни о какой конфедерации переговоров вести не могут. Это как если бы лидер японской организации "Иссуй-кай" объявил, что ведет переговоры с Козыревым и Касьяновым и уже договорился о передаче Японии Курильских островов не позднее 27 октября».