Почему Асад согласился на российское предложение
Читать на сайте Вестник КавказаСША готовы отложить готовящуюся военную операцию против Сирии при условии передачи химического оружия этой страны под международный контроль, заявил вчера Барак Обама. Предложение России о передаче химоружия президент США назвал «потенциально позитивным развитием событий», но сказал, что к нему следует относиться с «толикой скептицизма».
«Российская дипломатия не помогает Обаме. Российская дипломатия помогает невоенному решению вопроса, мирному выходу из этой ситуации, - прокомментировал ситуацию глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. – Но это помогает Обаме сделать выбор между очень плохим вариантом и отвратительным вариантом, помогает избежать возможного поражения в Конгрессе, помогает избежать военных действий, которые неизвестно к чему приведут и помогает избежать того, что он превратится в клона Джорджа Буша-младшего, что, я думаю, для Обамы было бы не самым выгодным сценарием».
Что касается переговоров по этому поводу, то Обама, по данным Пушкова, «дал понять американским СМИ, что этот вопрос в принципе обсуждался во время беседы с Путиным на саммите «большой двадцатки» как один из возможных сценариев. Но я также допускаю, что уже после саммита эта идея приобрела не просто характер некоего абстрактного проекта, но характер более предметного проекта. Здесь принципиально было согласие правительства Сирии. И сирийское правительство дало свое согласие на российское предложение, а не просто на абстрактную идею, которая кем-то выдвигалась в ходе каких-то консультаций и каких-то переговоров».
По мнению Пушкова, это принципиальный момент: «Когда нас западные коллеги спрашивают: “А в чем ваше воздействие на Дамаск?”, вот в этом оно и есть. Дамаск готов идти на те предложения, которые делает Россия. Ведь администрация США изображает дело таким образом, что все было замечательно, что США издалека наблюдает за тем, что происходит в Сирии и, тут, видите ли, там применили химическое оружие. И тут, видите ли, наши возмущенные американские коллеги, сверившись со своим «моральным компасом» (у Керри есть такой моральный компас, который обычно не работает, но, в данном случае, он включился) сказали: “Но это же нельзя допустить, это же невозможно”».
Однако ситуация, по словам Пушкова, была другая: «В течение двух лет США занимались подготовкой условий для свержения режима правительства Асада в Сирии. Соединенные Штаты поддерживали оппозицию, создали коалицию друзей Сирии, поддерживали Саудовскую Аравию и Катар, когда те финансировали и продолжают финансировать боевиков. Катар за два года истратил 3 млрд долларов на поддержку боевиков - данные из газеты Financial Times. По 50 тыс. долларов платили боевикам и их семьям за участие их в боевых действиях и еще дополнительные суммы, если человека убивали. Сейчас Саудовская Аравия взяла на себя роль основного финансиста. И политически за всем за этим стояли США. Американские инструкторы готовили боевиков в Иордании (думаю, и продолжают готовить), занимались распределением оружия, оружейных потоков, находясь на приграничных территориях Турции. Естественно, что правительство Асада любые инициативы США воспринимает в штыки, потому что это государство совершенно откровенно враждебное, два года занимавшееся подготовкой условий для смены режима в Сирии, тогда как Россия занимала совершенно другую позицию, и это сыграло принципиальную роль. То предложение, на которое правительство Асада не могло пойти, в случае, если бы его сформулировали США, оказалось приемлемым для Дамаска, поскольку его сформулировала Россия».