Сирия обладает серьезным транзитным потенциалом

Читать на сайте Вестник Кавказа

На фоне угроз из Вашингтона нанести удар по Сирии, многие предсказывали рост цен на нефть до 150 долларов за баррель. Однако эксперты, опрошенные «Вестником Кавказа», считают, что к концу 2013 года ценового скачка не будет.

«Еще зимой 2012 года все говорили, что будут бомбардировки Ирана, и цены взлетят выше 200 долларов, - напомнил замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. - Примерно каждые два года происходит некий информационный вброс. Сирийская карта уже во многом отыграна, если, конечно, конфликт не перенесется на Иорданию, не будет бомбардировок, ракетных ударов по инфраструктуре Саудовской Аравии.
То, что планируют пока страны Запада и арабские страны – это все-таки ограниченная военная операция. Очевидно, она не взорвет настолько ситуацию. Мы до конца года ожидаем, что рост будет не больше 124 долларов, это какой-то предел, и то он будет связан во многом с уменьшением курса доллара по отношению к остальным валютам, по отношению к евро. Поскольку нефть мы меряем в долларах, то следствие прямое. Ситуация на Ближнем Востоке, в принципе, уже серьезного влияния не окажет в ближайшие месяцы».

«Все это началось с заявки представителей, аналитиков, французской банковской группы «Сосьете Женераль», - рассказывает профессор факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Дмитрий Александров. - Представитель банка в Нью-Йорке Майкл Уитнер заявил, что возможная атака на Сирию отразится на регионе, возможно, перекинется на соседние страны и приведет к помехам в поставках сырья повсеместно на Ближнем Востоке. В этом случае цена на баррель североморской нефтяной смеси марки Brent может достичь 150 долларов. Если атака на Сирию не окажет влияния на каналы добычи нефти, цена на нефть в ближайшие дни может вырасти до 125 долларов. Так прогнозируют аналитики «Сосьете Женераль»».

Александров думает, что военный конфликт в Сирии не окажет существенного влияния на рост цен на нефть: «Здесь еще включаются так называемые рыночные регуляторы – ожидания инвесторов. По идее, высокие цены «охлаждают» экономику, замедляя ее и вызывая дополнительную инфляционную нагрузку. В этом случае могут быть приостановлены какие-то крупные проекты, и это отчасти компенсирует потребность в дополнительных поставках нефти. Другие страны ОПЕК, в частности Саудовская Аравия, смогут увеличить количество производимой нефти. Что касается доли России в экспорте нефти, на мой взгляд, она не будет колебаться значительно».

Между тем, по мнению директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслава Кулагина, «поскольку Сирия находится на Ближнем Востоке, все, что касается Ближнего Востока, всегда вызывает особый интерес в плане нефти, в плане цен на нефть и последствий, влияния на энергетический рынок того, что там происходит. Действительно, целый ряд заявлений в последнее время сделан о скачках цен на нефть. Фундаментальных причин для этих скачков нет. Поскольку Сирия не является заметным игроком на энергетическом рынке, экспорт из Сирии и добыча далеко не такие значительные, как у крупнейших экспортеров мира. Целый пакет санкций действует в отношении Сирии, и уже достаточно длительный период ЕС, в частности, не принимает нефть из Сирии. Поэтому о потере для нефтяного рынка и, вследствие недостатка нефти, о каком-то скачке цен говорить не стоит, тем более если даже сравнивать ситуацию с тем, что мы наблюдали совсем недавно в Ливии - это абсолютно разные игроки энергетического рынка».

Тем не менее, по словам Кулагина, Сирия является часть Ближнего Востока, и ситуация может развивать так, что в ней будут задействованы крупнейшие поставщики: «Если в этот процесс, включаются Иран, Израиль, Ирак, Саудовская Аравия, Катар, то потрясения для рынка возможны, и эти потрясения будут куда более серьезны, чем 150 долларов цены на нефть. У Сирии есть хороший потенциал. Сейчас это не ключевой игрок ни на региональном, ни на мировом энергетическом рынке. Но как раз через территорию Сирии лежит короткий путь - в обход проливов к Средиземному морю - поставок нефти и газа с Ближнего Востока, так называемая альтернатива Красному морю и другим маршрутам».

Говоря о транзитном потенциале Сирии, Кулагин заметил: «Она представляет в перспективе большой интерес именно для энергетического рынка. Сирия, по сути, является потенциальным конкурентом Турции, которая играет роль основного транзитного звена между Ближним Востоком и европейскими странами. Сирия может вступить с ней в конкуренцию и стать игроком энергетического рынка».