Валерий Новосельский: «Азербайджан может учить Европу толерантности»
Читать на сайте Вестник КавказаИзраильский правозащитник Валерий Новосельский на днях вернулся домой из Азербайджана, где побывал в рамках проекта «Путь толерантности», инициированным Государственным комитетом Азербайджана по работе с религиозными организациями. Вскоре после возвращения он созвонился с корреспондентом «Вестника Кавказа», чтобы поделиться своими впечатлениями об этой поездке.
- Это было и в самом деле впечатляюще. Разумеется, меня поразило традиционное азербайджанское гостеприимство. И все же главным для меня было воочию убедиться, что в Азербайджане действительно не только соблюдаются все права национальных и религиозных меньшинств, но и оказывается им всяческое содействие. Стало ясно, что мусульманская страна может быть и такой – предельно толерантной, открытой для сотрудничества. После этой поездки я убедился в том, о чем до сих пор читал только в книгах: именно такое понимание ислама куда больше отвечает духу этой религии, чем его радикалистская трактовка.
- Какова был программа поездки?
- Мы посетили православный Собор святых жен-мироносиц и синагогу горских евреев в Баку, и с приятным удивлением узнали, что все эти храмы приведены в порядок при финансовой поддержке правительства Азербайджана. Затем была поездка в Кубу и Огуз, в село Киш, где расположена уникальная удинская церковь. Было много встреч со священнослужителями разных религий: и ислама, и иудаизма, и христианства. Все они в один голос говорили, что Азербайджан - страна, в которой никогда не было антисемитизма, как не было «антирусизма», «антицыганизма» (что для меня как представителя международного цыганского правозащитного движения особенно важно) и вообще если и возникали какие межнациональные конфликты, то они обычно «импортировались» в Азербайджан определенными интересантами.
- Вы говорили со священнослужителями, а они всегда близки к властям, им важно сохранить с ними хорошие отношения, и потому они могли о чем-то умолчать. Может, стоило поговорить с рядовыми представителями нацменьшинств?
- Таких встреч у нас тоже было немало, и из них следовал все тот же вывод, что с соблюдением прав и свобод национальных меньшинств в Азербайджане все в порядке. Запомнилась встреча с удинами – небольшим народом, пытающимся сохранить свою самобытность. Они рассказывали о том, как непросто было сохранить им свою национальную и религиозную идентификацию в те времена, когда их церковь пытались подчинить армянскому католикосу, а их самих представить как армян. Я думаю, чрезвычайно важно, что власти Азербайджана уделяют такое внимание сохранению этого уникального малого народа, его религии и культуры.
- Если уж у нас в разговоре всплыла «армянская тема», то позвольте задать вопрос о том, интересовались ли вы, остались ли в современном Азербайджане армяне и как им живется?
- Армяне в Азербайджане есть – это однозначно. Мне была названа цифра в 30 тысяч человек, но после того, что произошло между двумя народами, она кажется мне завышенной. В любом случае в Азербайджане сегодня проживает не менее 5 тысяч армян, все они вполне комфортно себя чувствуют, и, насколько мне известно, власти Азербайджана пресекают любые попытки посягнуть на их права или безопасность. И это говорит об очень многом – с учетом того конфликта, который существует сегодня между двумя народами. Европе есть чему поучиться у Азербайджана в области толерантности. Вывод этот основывается на моих многочисленных поездках по Европе, и, смею думать, хорошем знании того, как там обстоит дело с толерантностью и защитой прав человека. Азербайджанцам и в самом деле есть чем гордиться в этом смысле.