Нужно призвать к ответу тех, кто применил химоружие в Сирии

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера министр обороны США Чак Хейгел заявил, что химическим оружием режим президента Сирии Башара Асада снабжает Москва. "Не секрет, что режим Асада накопил химическое оружие, значительные запасы химического оружия, — сказал Хейгел, выступая в конгрессе. – Его поставляют русские, и другие (страны) тоже, кое-что они делают сами". Барак Обама потребовал от конгресса дать санкцию на военную операцию против Сирии после того, как в Вашингтоне сочли доказанным, что власти Сирии 21 августа применили химическое оружие в окрестностях Дамаска. Между тем российские эксперты не могут согласиться с их «доказательствами».

«Мы скатились до очень примитивного уровня разработки оснований или анализа, из которых, как следствие, вытекают активные силовые действия, способные разжечь пожар широкомасштабного регионального конфликта, - говорит бывший российский посол в Сирии, член Совета Ассоциации российских дипломатов Александр Зотов. – США пытаются представить дело так, что сирийцы начали подготовку к химической атаке в момент приезда туда комиссии, и потом, когда комиссия начала работать, вдруг 21 августа применили оружие. Но вы же понимаете, что линии фронта нет. Окрестности Дамаска – это небольшие городки, там в нескольких зданиях кто-то засел, мирное население куда-то передислоцировано или убежало. То есть надо было найти скопление мирного населения, причем еще 500 с лишним детей, 1500 женщин, и туда ударить. Это, конечно, дико».

Раскритиковал Зотов не только позицию Вашингтона, но и Анкары: «Турки тоже поразительны в своем стремлении построить судьбу региона на базе каких-то странных доказательств. Один из руководителей, близких к разведывательным службам Турции, говорит, что Эрдоган на саммит G20 в Петербург привезет какие-то образцы волос, взятые у беженцев. Якобы это доказывает, что химическое оружие применялось регулярно, не только в Гуте, но и в других местах, и что это практика сирийской армии, которая ведет действия против оппозиции».

Выход из ситуации Зотов предлагает такой: «Давайте договоримся в рамках совещания G20, все рассмотрим со всех сторон, и если будет очевидно, что одна из сторон применяла (независимо, какая) химическое оружие, то тогда всей мощью навалимся и призовем к ответу того, кто виновен в этом. Причем это необязательно могут быть сирийские войска. Я, лично, имея представление о сирийском руководстве, людях, которые представляют правящие кланы и военных, думаю, что их можно обвинять в больших ошибках, которые были совершены на ранних этапах развития сирийского кризиса. Но считать их идиотами я бы не стал. А ведь это высшая степень идиотизма – создавать ситуацию, когда они получают то, чего они меньше всего хотели, то есть повод для американского вмешательства. А их противники получают то, чего они больше всего хотели – а именно, повод, чтобы на их стороне выступила какая-то внешняя сила. То есть убедить нормального человека в том, что именно так произошло, просто невозможно».

«Мир, конечно, поразительным образом изменился, - поддерживает Зотова советник заместителя председателя Совета Федерации Андрей Бакланов. – Сейчас больше половины всей экономической мощи сосредоточено в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Европейцы очень болезненно это переживают. В Европе не заинтересованы в появлении новых мощных соперников, в том числе в экономической сфере. Отсюда – не очень высокая заинтересованность в том, чтобы конфликтный потенциал в расположенном рядом Ближнем Востоке уменьшался. Если произойдет исторический компромисс между арабами и евреями на Ближнем Востоке, вы представляете, насколько потенциал может быть мощный, как могут эти страны рвануть вперед? Если там более солидарная будет обстановка, и не будет этих конфликтов, то, конечно, потенциал региона возрастет.
Сейчас, предпринимая экстренные меры, чтобы решить проблемы, связанные с сирийским кризисом, предотвратить сползание к внешнему военному фактору, надо начинать делать серьезные выводы. Пока мы системные выводы не сделаем из всего, что произошло, у нас без конца будет то Ирак, то Ливия, то Сирия, вслед за этим еще что-то будет. Надо завязать конструктивные обсуждения, касающиеся выхода на системообразующие решения, в том числе связанные с тем, чтобы была система мониторинга ситуации по наиболее потенциально уязвимым вопросам, включая оружие массового уничтожения. Мы совсем забыли о таких вещах, которые в свое время разрабатывали, как «меры доверия». Это имеет мощный потенциал предотвращения агрессии, столкновения. То хорошее, что мы когда-то имели в качестве наработок, надо вернуть и продвигаться дальше по этому пути».

«Кончено, надо критически оценивать такое стремление США провести военную акцию. Но надо более внятно, точно, грамотно и широко объяснять, в чем упречность этого решения, - считает профессор НИУ ВШЭ Леонида Сюкияйнен. - Когда дерутся во дворе, сначала разнимают, а уж потом выясняют, кто больше виноват, кто меньше. Вот этого не хватает.
С Соединенными Штатами работать необходимо. Ни одна крупная проблема в мире без той или иной позиции США решена быть не может. Это вопрос факта. Так сложились современные международные отношения. Но работать все равно надо. Я бы старался избегать каких-то таких хлестких, по-журналистски ярких оценок, но которые ничего не значат в реальной политике. Общественное мнение, в том числе и в арабских странах, ограниченно проинформировано об обоснованности и об аргументах российской позиции. Мы недооцениваем роль общественного мнения во многих странах. Американцев нужно критиковать не потому, что они хватаются за оружие, а потому что не используются те средства, которые должны быть использованы».