Кавказский архив. 20 лет назад. Июль-1993 год
Читать на сайте Вестник КавказаСтамбульская резолюция по Нагорному Карабаху. – Захват Агдама – Резолюция СБ ООН с требованием вывести оккупационные войска из Агдама. – Обстрелы азербайджанских районов за пределами НК. – Аркадий Гукасян в качестве первого карабахского министра ИД. - Генсек ООН о грузино-абхазском конфликте. – Морской десант в районе приморского Тамыша. – Брюссельский призыв Шеварднадзе к НАТО. – Соглашение о полномасштабном урегулировании конфликта в Абхазии. – Лоти Кабалия захватывает Сенаки.- Чечня и Ингушетия договариваются о границах.
Карабахская война разрастается
Две резолюции, межгосударственное соглашение, бесконечные поездки представителей международных организаций на Кавказ – это с одной стороны. Штурмы и уничтожение городов, захваты плацдарма – с другой. В июле 1993 года на Кавказе военные оказались кровожаднее политиков, а ястребы - коварнее голубей, что, впрочем, новостью не оказалось.
Боевые действия шли за пределами Нагорного Карабаха. Остановить наступление армянских вооруженных формирований не смогли две резолюции международных организаций. Первая была принята 3 июля в Стамбуле, на саммите Организации экономического сотрудничества. ОЭС была создана в 1985 году Турцией, Ираном, Пакистаном для развития экономических связей. После 1991 года в нее вошли Азербайджан и все страны Центральной Азии. Несмотря на то, что ОЭС в основном занимается экономическими вопросами, саммит осудил нападение армянских вооруженных формирований на Азербайджан.
Вторая резолюция была принята в конце месяца Советом Безопасности ООН. Но ей предшествовали многочисленные военные события в зоне вооруженного конфликта.
3 июля начался третий по счету штурм азербайджанского города Агдам. Два предыдущих нападения армянских вооруженных формирований - 12 и 15 июня - были отбиты, как в последствии и третий. 5 июля город оказался практически окруженным. 14 июля на Агдам в четвертый раз были брошены 6 тысяч солдат, вертолетная эскадрилья МИ-24, около 60 танков. Агдам обороняли тоже 6 тысяч военнослужащих, из которых почти половина были убиты в ходе штурма. Он беспрерывно продолжался десять дней, но в ночь на 24 июля азербайджанские подразделения оставили город. Всего, с небольшими перерывами, осада Агдама длилась 42 дня. Армянская сторона утверждала, что город имеет стратегическое значение, так как отсюда азербайджанская артиллерия бомбила Степанакерт.
Судьба Агдама – одна из наиболее трагических страниц карабахской войны. 30-тысячный райцентр был полностью уничтожен, став городом - призраком. Уцелела только мечеть в его центре. В советские времена Агдам хорошо знали в стране по выпускаемым здесь коньяку и крепленному вину. В Азербайджане ценили агдамский виноград и сыр. По некоторым подсчетам экономистов, ущерб нанесенный экономике Агдама составляет более 350 млн долларов. Вот уже двадцать лет развалины бывшего города остаются одним из серьезных укоров военным преступникам нашего времени, независимо от их гражданской и национальной принадлежности. Редкие журналисты прорываются в город-призрак, фотографируя то, что осталось от него. Неслучайно перед бывшим Агдамом расположена воинская часть, а в задачу военных входит патрулирование местности – посещение бывшего города запрещено.
29 июля, через пять дней после взятия Агдама, Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 853, в которой был осужден захват всех оккупированных районов Азербайджана, прозвучало требование «незамедлительного прекращения всех военных действий и немедленного, полного и безоговорочного вывода участвующих в конфликте оккупационных сил из Агдамского района и всех других недавно оккупированных районов Азербайджана». Резолюция подтвердила суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Таким образом, 29 июля нынешнего года исполнилось 20 лет полного игнорирования документа ООН, принятого единогласно на 3259-м заседании Совета Безопасности.
В конце июля впервые состоялись переговоры по телефону между представителями Баку и Степанакерта. Они договорились о перемирии на пять дней. Диалоги прошли между вице-премьером Азербайджана Расулом Гулиевым и председателем Госкомитета обороны НКР Робертом Кочаряном (впоследствии второй президент Армении), а также между азербайджанским военным министром Сафаром Абиевым и председателем Комитета сил самообороны НКР Сержем Саргсяном (впоследствии третий президент Армении).
23 июля в Нагорно-Карабахской республике образовано внешнеполитическое ведомство. Первым республиканским министром иностранных дел назначили Аркадия Гукасяна - советника председателя Государственного комитета обороны по политическим вопросам, руководителя степанакертской делегации на переговорах по урегулированию конфликта с Азербайджаном под эгидой Минской группы ОБСЕ. Через четыре года Аркадий Гукасян был избран президентом НКР.
Соглашение накануне разгрома
В ночь с 1 на 2 июля абхазские вооруженные подразделения приступили к осуществлению плана под названием «Июльское наступление». Десант из Гудауты численностью в 300 человек высадился в селе Тамыш Очамчирского района Абхазии. Через село пролегает главная республиканская трасса, по которой шли переброска численного состава и снабжение грузинских войск, еще контролирующих Сухум. Неделю грузинские силы в Сухуме оставались отрезанными от своего тыла. Одновременно с высадкой десанта в южной части республики, абхазские подразделения активизировались и на ее северо-западе, на сухумском направлении. Здесь им удалось взять под контроль селение Шрома (Гума) к исходу 9 июля. Таким образом, абхазские подразделения оказались в верховьях Гумисты, от которых до Сухуми по прямой линии около 9 километров.
2 июля глава Грузии Эдуард Шеварднадзе объявил всеобщую мобилизацию.
В этот же день министр иностранных дел Грузии Александр Чикваидзе заявил в Тбилиси представителям США, Германии, Турции, Ирана, Китая и ООН, что наступательные операции абхазских военных формирований поддерживает Российская армия. Представитель президента России Борис Пастухов, находясь в Сухуме, опроверг это утверждение. Эдуард Шеварднадзе был дипломатичнее своего министра, подчеркнув, что глобального участия в конфликте российская сторона не принимает, но зато «снабжает абхазов оружием и готовит их военные кадры».
2 июля Совет Безопасности ООН рассмотрел письмо главы Грузии о ситуации в Абхазии и на своем заседании выразил глубокою озабоченность в связи с активизацией боевых действий в районе Сухума. СБ ООН призвал стороны прекратить военные действия.
В тот же день Верховный Совет Абхазии обратился к президенту Конфедерации народов Кавказа с призывом оказать «незамедлительную помощь всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами».
3 июля командующий войсками КНК Шамиль Басаев издал приказ о приведении в состояние повышенной боевой готовности всех абхазских подразделений конфедерации и в состояние готовности № 1 первого эшелона резервистов во всех республиках, входящих в Конфедерацию народов Кавказа.
4 июля представители творческой и научной интеллигенции России и Абхазии направили обращение президенту РФ Борису Ельцину, главе Верховного Совета Руслану Хасбулатову и главе правительства Виктору Черномырдину, в котором подчеркивалось, что поддержка Россией «требования населения Абхазии о выводе грузинских войск могла бы не только спасти народ от физического уничтожения, но и укрепить саму РФ, а также способствовала бы стабилизации напряженности на Юге России и Северном Кавказе».
6 июля на проходящих в Москве переговорах между делегациями из Тбилиси и Сухума обсуждалась тема подписания сторонами Соглашения о прекращении огня и выводе всех вооруженных формирований с территории Абхазии. Грузинская делегация согласилась подписать этот документ, но отказалась от предложения абхазской делегации, добивающейся подписи Шеварднадзе и Ардзинба.
8 июля в Сухум прилетели послы России, США и Германии, семь представителей ООН. Стало известно, что российский министр Андрей Козырев выступил за перекрытие российско-абхазской границы по реке Псоу. В тот же день Верховный Совет Абхазии принял обращение к народам Северного Кавказа, в котором говорилось, что Москва пытается «изолировать нас друг от друга».
9 июля СБ ООН принимает резолюцию N849 о положении в Абхазии. В ней члены СБ попросили «Генерального секретаря направить в регион своего Специального представителя для оказания содействия в достижении соглашения об осуществлении прекращения огня и немедленно приступить к осуществлению необходимых подготовительных мероприятий, включая установление контактов с теми государствами-членами, которые могут предоставить наблюдателей, и отправку в район группы планирования, связанных с направлением в Грузию 50 военных наблюдателей как только будет осуществлено прекращение огня».
В этот же день произошла трагедия в сванском селе Камани - массовое убийство гражданского населения. Эта трагедия стала одной из самых черных страниц грузино-абхазского вооруженного конфликта.
13 июля военный министр Грузии Гия Каркарашвили сообщил, что грузинским военным удалось уничтожить абхазскую группировку в селе Тамыш, разблокировав дорогу в направлении столицы республики.
Эдуард Шеварднадзе в Брюсселе заявил, что «мы поддержали бы любое участие НАТО и Совета Безопасности в урегулировании конфликта в Абхазии». Призыв главы Грузии остался без практического ответа.
14 июля спецпредставитель президента России в зоне конфликта Борис Пастухов встретился с Владиславом Ардзинба в Сочи, после чего отправился к депутатам парламента в Гудауту, а потом в Тбилиси. Пастухов обсуждал с грузинскими и абхазскими властями план прекращения боевых действий. По некоторым данным, Шеварднадзе согласился приступить к переговорам о выводе войск, но глава правительства Абхазии (в изгнании) Тамаз Надарейшвили категорически выступил против. 18 июля он был вынужден уйти в отставку, вместо него Шеварднадзе назначил своего приближенного Жиули Шартаву. Его прочили в преемники Шеварднадзе, но 27 сентября 1993 года он был убит в Гудауте (по некоторым данным), после того как кабардинское военное формирование захватило в Сухуме здание Совета министров Абхазии.
19 июля в Абхазию пребывает группа представителей ООН, которая разъясняла сторонам концепцию миссии военных наблюдателей и решала практические вопросы по ее пребыванию в республики.
23 июля премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа заявил местным журналистом, что Грузия не исключает разрыва дипотношений с Россией, более того не исключена в ближайшее время и российско-грузинская война.
Но в это же время Шеварднадзе сделал заявление, что условия для начала разговора о мире сложились. Эксперты выразили мнение, что под такими «условиями» глава Грузии понимает успешные наступательные действия абхазских формирований.
24 июля Шеварднадзе заявил, что роль России в урегулировании возрастает.
В этот день парламент Грузии рассмотрел вопрос о заключении перемирия с абхазами. Жесткая дискуссия переросла в драку. Заседание продолжалось девять часов. В итоге парламент дал полномочия Шеварднадзе на заключение соглашений с правительством Ардзинба. Глава Грузии, в свою очередь, поручил своим представителям в Абхазии подписать соглашение о прекращении огня в Абхазии.
26 июля вопрос о перемирии обсуждали и депутаты Верховного Совета Абхазии. И у них не обошлось без разногласий. Абхазские военные утверждали, что могут взять Сухум в ближайшие дни.
27 июля «Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением» было подписано в Сочи вице-спикером Абхазии Джинджолия, спикером грузинского парламента Гагуадзе и министром иностранных дел России Козыревым. Согласно документу, с 12 часов 28 июля стороны прекращают огонь, с 29 июля к работе приступают временные грузино-абхазо-российские контрольные группы, до 5 августа должно завершиться формирование Объединенной комиссии по урегулированию. Грузинские войска, по соглашению, покидали Абхазию, но из местных грузин должно было быть сформировано подразделение внутренних войск, а вооруженные формирования абхазов сводились в аналогичный полк.
В Тбилиси многие восприняли Сочинское соглашение как капитуляцию, подчеркивая, что грузинские войска в Абхазии находятся в пределах своей страны и они не должны перемещаться по воли представителей других государств.
28 июля Лоти Кобалия в очередной раз обвинил правительство Шеварднадзе в предательстве и без боя взял город Сенаки. Он предложил опальному к тому времени Тенгизу Китовани объединиться в военный союз. Объединения не получилось, но Тбилиси все равно был напуган укреплением звиадистов в Западной Грузии. Через два дня официальным властям удалось договориться с Лоти Кабалия о том, чтобы его подразделения оставили Сенаки. Но реальный контроль над большей частью Мингрелии все же остался за представителем Звиада Гамсахурдия.
Вайнахи продают нефть и договариваются о границе
Джохар Дудаев расправился с оппозицией, которая покинула Грозный и осела в Надтеречном и Урус-Мартановском районах. Но взять под контроль ситуацию на остальной территории «Ичкерии» президент не смог. В июле-августе 1993 постоянно происходили вооруженные столкновения между чеченскими группировками. Кремль пока не вмешивался, но приступил к экономическому давлению.
16 июля вице-премьер российского правительства Сергей Шахрай подготовил для президента Бориса Ельцина справку, в которой предложил полностью прекратить поставки нефти в Чечню и поручить Министерству безопасности контролировать поступление нефтепродуктов из Чечни. Несмотря на формальный суверенитет, в Чечню продолжала поступать нефть со многих российских месторождений. Как писал правозащитник и специалист по Кавказу Александр Черкасов, «в течение 1992 года за пределы республики было вывезено 4031,1 тыс. тонн дизельного топлива, 1631,5 тыс. тонн бензина, 125,5 тыс. тонн осветительного керосина и 36,6 тыс. тонн дизельного масла. Основными «адресатами» экспорта были прибалтийские государства, Турция, ряд других стран. В то же время ни сельхозтехника, ни продукты питания, ни новейшие технологии в Чечню не поступали. Деньги оседали где-то в другом месте».
В справке Сергей Шахрая говорилось: «Поставка и переработка нефти используются режимом Дудаева для реализации своих внутриполитических целей - закупки значительных количеств оружия и вооружения своих сторонников, создания видимости бесплатной раздачи нефтепродуктов населению, оплаты нефтепродуктами поставок муки и искусственного поддержания снижения цен на хлеб (большая часть муки расхищается), подкупа ряда влиятельных религиозных авторитетов, оплаты наемников из Прибалтики и Западной Грузии и т.д.; - поставка и переработка нефти используются чеченским руководством и для внешнеполитических целей… Накопив крупные валютные средства, режим Дудаева превращает Республику в перевалочную базу наркотиков и оружия. В этот процесс добровольно или под угрозой все больше и больше втягивается часть сотрудников органов государственной власти России".
17 июля Глава временной администрации на территориях Северной Осетии и Ингушетии Виктор Поляничко распорядился создать на границе двух республик «зону безопасности» шириной от 2 до 8 км. Согласно его приказу главы, «в этой зоне разрешены действия подразделений приданных Временной администрации сил, а также поселковых отделений милиции в границах населенных пунктов. Незаконным вооруженным формированиям Республики Северная Осетия и Ингушской Республики находиться в зоне безопасности категорически запрещено». Приказ подвергся критике ингушской общественности, которая утверждала, что глава временной администрации фактически разрешил находиться североосетинской гвардии на остальной территории конфликтного Пригородного района.
23 июля президенты Чечни и Ингушетии подписали Договор «О принципах определения границ их территорий между Чеченской Республикой Ичкерия и Республикой Ингушетия». Чеченская сторона проявила великодушие и большую часть Сунженского района отдала ингушам. В первой статье Договора говорилось: «Высокие договаривающиеся стороны обязуются не проводить территориального размежевания и не устанавливать государственной границы между Чеченской Республикой и Ингушской Республикой без согласия на это обеих договаривающихся сторон».
В конце июля российское руководство предложило Чеченской республике членство в Федерации со специальным статусом, с полномочиями выше, чем у Татарстана. Парламент республики отверг это предложение.
* * *
Вспоминая события горячего лета 1993 года, удивляешься с какой легкостью тогдашние политики и военные шли на разрушение городов, предприятий, селений, не говоря о массовых уничтожениях людей. Один только пример Агдама вгоняет в дрожь – стерт с земли богатый экономический центр, дома и предприятия растащены и проданы, большое число людей погибло, беженцы заполонили другие районы страны. Сколько понадобиться лет, чтобы восстановить утраченное? Но пока на территориях, образованных в результате современных кавказских войн, не наблюдается интенсивного восстановительного процесса. Активное созидание происходит как раз-таки в тех республиках, у которых земли отторгли.