Таманская модернизация
Читать на сайте Вестник КавказаНа днях стало известно, что Россия намерена предложить казахстанским компаниям, переваливающим свои грузы через Украину и Прибалтику, инвестировать в строительство порта Тамань, инфраструктуре которого требуются 40 млрд рублей. Казахским компаниям Тамань может быть интересна как альтернатива портам Украины и Прибалтики, чтобы сократить транспортные расходы. Им предложат построить терминалы для перевалки нефтепродуктов, СУГ, металлов, зерна и серы, а также принять участие в концессиях по строительству объектов федеральной собственности порта.
По данным министра транспорта Максима Соколова, проект создания сухогрузного района морского порта Тамань, рассчитанный до 2025 года, - крупнейший проект, разработанный Министерством транспорта. С 2019 года общий прирост портовых мощностей для перевалки составит 94 миллиона тонн сухих грузов.
По заказу Минтранса к 2012 году консорциумом ведущих российских и голландских проектных компаний была разработана проектная документация, получены необходимые согласования, в том числе пройдена экологическая экспертиза, и проект находится в Главгосэкспертизе для подтверждения своих параметров.
Проектное решение позволит осуществлять круглогодичные операции. «Это очень важно, - считает Соколов, - потому что мы всегда должны иметь в виду фактор Черного моря, где штормовая нагрузка может достигать до 60 дней в год. И опыт обработки грузов в портах Сочи, да и в других портах Черного моря говорит о том, что это действительно реальный фактор, на который стоит обращать серьезное внимание».
Отказавшись от рейдовой перегрузки, Тамань будет принимать суда дедвейтом до 180 тысяч тонн. Это примерный максимальный объем, который смогут пропустить на входе через проливы Босфор и Дарданеллы.
Существенной характеристикой порта министр назвал его комплементарность по отношению к проектам других портов при условии покрытия дефицита той пропускной способности внешних подъездных путей. Порт Тамань не конкурирует с другими проектами, а, наоборот, существенно дополняет их.
Предполагается строительство 10 морских терминалов для обработки различных грузов, контейнерных грузов, перевалки железорудного сырья, два угольных терминала, терминал для перевалки металлов, а также для перевалки серы и зерна.
Стоимость строительства порта с учетом объектов частной собственности, планов инвесторов в целом оценивается в 228 млрд рублей. При этом объекты федеральной собственности в соответствии с проектной документацией, которая сегодня уже проходит экспертизу, составляют 115 млрд рублей в ценах 2013 года. Объем средств федерального бюджета, предусмотренный ФЦП «Развитие транспортной системы», составляет 76 миллиардов. Оставшийся дефицит объема, порядка 40 млрд, будет привлекаться по модели государственно-частного партнерства, смешанного финансирования за счет внебюджетных источников. Деньги частных инвесторов будут направлены в том числе на создание их мощностей по перегрузке терминальных комплексов, это 112 млрд рублей.
По оценке Минтранса, реализация проекта даст положительный бюджетный эффект в размере 114 млрд рублей до 2030 года. Проект имеет лучшие показатели эффективности по вложению средств на единицу создаваемых мощностей. Так, если сравнить с другими портами, например Новороссийским, то здесь на одну добавленную тонну груза планируется общих вложений 7250 рублей, а в проекте «Тамань» – 2400; в порту Усть-Луга этот показатель – 3185, Сабетте – 4500.
Если говорить непосредственно о бюджетных инвестициях на добавленную тонну груза, то в Тамани это 810 рублей государственных инвестиций, в Новороссийске – 2800, в Усть-Луге показатель даже чуть меньше – 720 рублей, Сабетте – почти 3 тысячи рублей на добавленную тонну груза.
В Минтрансе считают, что основным ограничителем для развития всех портов азово-черноморского бассейна и реализации всех новых проектов становится железная дорога. В соответствии с планами развития подходных путей, расшивкой краснодарского железнодорожного узла до 2020 года планируются (и это скорреспондировано с инвестиционной программой РЖД и федеральной целевой программой) средства в размере 163 млрд рублей, при этом из средств федерального бюджета – 88 млрд рублей; это даст увеличение пропускной способности к 2020 году, причем в том числе на дальних подъездах начиная от Саратова – в объеме примерно 65 млн тонн.
Эти планы корреспондированы не только с планами развития портов Тамань, Новороссийск, но и с планами строительства другого порта, так называемого Таманского терминала навалочных грузов, который планирует к строительству частный инвестор примерно в том же районе, в районе порта Тамань.
И в соответствии с этими планами расширение этих портовых мощностей планируется на 30 млн тонн начиная с 2018 года. Эта грузовая база в соответствии с инвестиционной декларацией, поданной инвестором, как раз и рассчитана на грузы, поступающие транзитом из Казахстана. Российские угольные производители в этой доле 30 млн имеют лишь 8 млн тонн, остальная грузовая база формируется как по углю, так и по сере и железорудному сырью непосредственно в Казахстане.
Заявленная стоимость этого проекта составляет 23 млрд рублей, но при этом инвестором уже реализована первая часть, первый проект нефтеналивного терминала мощностью 20 млн тонн. Правда, средства, которые были потрачены на этот проект, существенно превышают заявленный объем и составляют порядка 45 млрд рублей.
Между тем, по словам главы РФЖ Владимира Якунина, наиболее сложным объектом здесь станет электрификация железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове: «Мы сами уже ведем переговоры с Федеральной сетевой компанией. Вроде бы они подтверждают, что у них есть планы по созданию мощностей, которые обеспечат эту электрификацию… Оценка грузовой базы, оценка перспектив развития позволяет делать вывод о необходимости развития дополнительной морской береговой инфраструктуры на Тамани. И, поскольку у нас есть определенный опыт по Усть-Луге, мы видим, что в принципе, наверное, по похожей схеме все будет происходить».
Однако, по данным РБК, несмотря на повышенное внимание государства к строительству морского порта Тамань, проект практически не сдвигается с мертвой точки. Из как минимум 300 необходимых гектаров земли управляющая портом компания выкупила только 2 га, потратив на это в общей сложности 60 млн руб. И хотя большинство заявленных инвесторов готовы подождать, некоторые уже отказываются от строительства собственного терминала.
Тем не менее инвесторы подтвердили свою заинтересованность и в формировании грузовой базы, и в строительстве терминалов в порту. Поскольку уже сейчас объем заявок на строительство терминалов в целом превышает практически на 20% его проектную мощность, то отбор инвесторов будет производиться на конкурсной основе. Говорят, интерес к порту Тамань проявляли UCL Holding, Global Ports, СУЭК, Металлоинвест, Кузбассразрезуголь, Еврохим, Русал и Уралкалий, Газпром-экспорт, а также Казмунайгаз, металлургические Казахмыс, ENRC и Арселор Миттал Темиртау.