Молдавский омбудсмен: «Ереванский урок по европейским стандартам останется для меня незабываемым»
Читать на сайте Вестник КавказаВ немецком издании «Tabula Rasa» было опубликовано интервью журналиста Штефана Гросса с молдавским омбудсменом Аурелией Григориу. «Вестник Кавказа» предлагает вниманию читателей перевод интервью без изменений.
- Республика Молдова считается среди стран-участниц программы «Восточное партнерство», пожалуй, наиболее «образцовым» государством. Предполагается, что в ходе саммита «Восточного партнерства», который пройдет в ноябре этого года, будет заключен ассоциативный договор с ЕС. Как бы вы оценили путь в Европу, которым идет ваша страна?
- Поскольку Республика Молдова поставила себе цель построить демократическое правовое государство, строгое соблюдение прав человека и основополагающих свобод должно стать элементарным базовым принципом. Данный принцип предписывает, что каждый человек, занимающий государственную должность, обязан уважать достоинство каждого отдельного гражданина и соблюдать принцип равенства в качестве правового фундамента. Помимо этого, каждый человек должен иметь возможность оспорить решения в независимом и непредвзятом суде.
Несмотря на то, что Молдова смогла достичь определенных успехов в этом направлении, уровень развития демократических институтов и ситуация с правами человека еще далеки от европейских стандартов. Нарушения прав человека регулярно происходят в Молдове на всех уровнях власти. К основным причинам этого относятся засилье коррупции в органах юстиции, дефицит эффективного менеджмента (Good Governance) в государственных структурах и отсутствие независимой прессы. Ни суд, ни полиция, ни правительственные учреждения не могут в необходимой степени обеспечить защиту простого гражданина.
ЕС старается различными способами поддержать интеграционные усилия Молдовы, к примеру, путем выделения кредитов и иной помощи. Несмотря на эти старания европейцев, в молдавском обществе не наблюдается улучшения ситуации. Уровень жизни, социальной защиты, доступ к здравоохранению и образованию являются сферами, вызывающими наибольшее беспокойство. Недостаточные и мало продуманные реформы ухудшают ситуацию с правами человека.
На мой взгляд, нарушение прав человека со стороны государства угрожает процессу европейской интеграции Молдовы. В то же время, я надеюсь, что в будущем ситуация улучшится.
- ЕС также ведет переговоры о заключении ассоциативного соглашения с Арменией. Если учесть последние события (к примеру, дебаты по делу Саака Никогосяна в баварском земельном парламенте, а также ваш недавний визит в Армению), как вам кажется, готова ли эта страна к заключению ассоциативного соглашения?
- Построение и развитие демократических институтов продолжает оставаться долгосрочной целью постсоветских государств. Недостаток демократии и нарушение прав человека продолжают наблюдаться в этих странах. Помимо т.н. «замороженных конфликтов», это коррупция, «правовой иммунитет» представителей правительства, имитация демократических процессов и масштабные нарушения прав человека.
Исходя из моего пребывания в Армении, опираясь на собственный опыт, я могу утверждать, что говорить о применении в этой стране европейских ценностей, таких как принцип верховенства закона, было бы неверно. Национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами, стоят там на первом месте.
Несмотря на все разговоры о правовом государстве и правах человека, Армения наглядно показала, что права человека там не уважаются. Помимо этого, со стороны правительственных органов отсутствует желание улучшить эту ситуацию – и в ближайшем будущем едва ли что-то поменяется. Иначе, как еще можно объяснить действия армянского правительства по отношению ко мне, женщине и уполномоченной по правам человека иностранного государства?
Начав гонения на меня после моей речи в ереванском парламенте, Армения сознательно пошла на нарушение основополагающих принципов прав человека. Сообщения в армянской прессе о необходимости контроля за юристами, омбудсменами и правозащитниками, въезжающими в страну, говорят сами за себя. Пока население Армении на свободное выражение мнений будет реагировать угрозами и физическим насилием, стоит призадуматься над вопросом, готова ли эта страна к ассоциативному соглашению с ЕС.
Я полагаю, что Совет Европы сделает для себя определенные выводы. Необходимо различать имитационное применение европейских ценностей от реального их применения на практике в повседневной жизни. К моему большому сожалению политическое руководство еще крайне далеко от применения европейских ценностей в повседневной жизни.
- Как бы вы описали отношения между Арменией и Азербайджаном? Некоторые районы принадлежащие Азербайджану, в настоящее время оккупированы Арменией. ООН неоднократно критиковала тот факт, что территория Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов оккупирована Арменией. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы положить конец этническому конфликту между Арменией и Азербайджаном?
- Как известно, в подписанных большинством европейских государств международных документах, в том числе, резолюциях Совбеза ООН, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН (2008 года), в «проекте резолюции ПАСЕ» (2013 года), однозначно говорится об оккупации азербайджанской территории со стороны Армении. На мой взгляд, для того, чтобы конфликт разрешился, Армения должна принять действенные меры по соблюдению прав человека, выполнить резолюции ООН и уважать территориальную целостность другого члена ООН - Азербайджана – в его признанных со стороны ООН границах.
- В чем заключаются центральные различия между Республикой Молдовой и Арменией в вопросе реализации европейских ценностей?
- Основное различие, на мой взгляд, заключается в том, что Республика Молдова, в отличие от Армении, стремится работать над реализацией европейских ценностей как на национальном, так и на международном уровнях. Армения же ставит свои чисто национальные интересы выше канонов европейских ценностей, нарушая, тем самым демократические принципы и права человека.
- Расскажите, пожалуйста, про события, связанные с вашим пребыванием в Армении в начале июля этого года.
- Я прибыла в Ереван 4 июля 2013 года для участия в «Европейской научной и практической конференции», темой которой были «Европейские стандарты верховенства закона и границы усмотрения властей в странах-членах Совета Европы». Презентация, с которой я выступала, называлась «Соблюдение прав человека на территориях «замороженных» конфликтов».
Как известно, европейские стандарты защиты прав человека закреплены в соответствующих правовых нормах, прописанных в документах европейского сообщества, что гарантирует их реализацию при любых обстоятельствах. На основе этого я «рискнула» идентифицировать нарушения прав человека на территориях «замороженных» конфликтов. Моя цель состоит в том, чтобы в будущем предотвратить подобные нарушения прав человека в этих зонах и обеспечить исключительно мирные средства урегулирования данных конфликтов. В своем докладе о Грузии, Азербайджане и Молдове, я ссылалась на международные документы, на публикации ассоциации "Promo-LEX", а также на материалы международной конференции "Академия государственного управления" под руководством президента Республики Молдова (2012) . Моя трактовка армянской политики агрессии, направленной против Азербайджана, полностью соответствует содержанию четырех резолюций Совета Безопасности ООН (№ 822 (1993), № 853 (1993), № 874 (1993) и № 884 (1993) и постановлению № 62 / 243 (март 2008) Генеральной Ассамблеи ООН.
После выступления я поняла, что принцип верховенства права, являющийся одним из ключевых компонентов прав человека и основных свобод, в Армении не применяется. Уже непосредственно во время мероприятия, которое состоялось в здании парламента, в мой адрес прозвучали ложные обвинения в политической ангажированности и распространении азербайджанской пропаганды. (Следует отметить, что вице-спикер парламента Армении, Эрмине Нагдалян призвала участников из более чем 30 стран мира осудить мое выступление в итоговом документе конференции, но эта инициатива не нашла поддержки).
Кроме того, были приняты меры, чтобы «наказать» меня за мою речь. В мой гостиничный номер поступали звонки с угрозой физического насилия. Моя страница Facebook была завалена угрозами и оскорблениями. В армянских СМИ были опубликованы мои фотографии и статьи с призывами о применении насилия в отношении всех правозащитников. Выезд из страны был для меня затруднен. А когда водитель отказался везти меня в аэропорт, то господин В. Попс, судья Конституционного суда Республики Молдова и член нашей делегации, бросил меня в ситуации, угрожающей моей жизни. Лишь по настоянию румынских (Румыния в качестве члена ЕС) и грузинских дипломатов мне был обеспечен выезд из страны. Ереванский урок по "европейским стандартам" останется для меня незабываемым.
В Армении часто говорят о верховенстве закона. Тем не менее там регулярно нарушаются положения европейской конвенции по правам человека и других международных соглашений, членом которых является Армения. Будучи членом конвенции о правах человека, Армения взяла на себя обязательства по строгому соблюдению основополагающих прав человека. В случае со мной, Армения нарушила следующие статьи конвенции:
Статья 1 - Обязательство соблюдать права человека
Статья 10 - Свобода выражения мнения
Статья 14 - Запрещение дискриминации
Статья 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - свобода передвижения.
После моего возвращения в Молдову в мой адрес продолжают поступать все новые угрозы. В том числе, от армян–граждан США, страны, считающейся колыбелью современной демократии. Армянская диаспора предприняла попытку добиться моей отставки с занимаемой должности. Соответствующие претензии были представлены на рассмотрение постоянной комиссии парламента по правам человека и этики:
Спикер парламента Молдовы Игорь Корман заявил: «Григориу нанесла ущерб имиджу страны".
Председатель парламентской комиссии Мизин сказал: "презентация Григориу непрофессиональна и не отражает позицию нашей страны".
Возникает вопрос, насколько такие высказывания соответствуют спикеру парламента и председателю парламентской комиссии по правам человека и этике страны, подписавшей резолюции СБ ООН и Генеральной Ассамблеи ООН? В этих резолюциях осуждается политика агрессии Армении и признается территориальная целостность Азербайджана. Большинство молдавских СМИ последовали армянским публикациям без реалистичной оценки ситуации и изучения международных документов, которые легли в основу моей речи в Ереване. Молдавская пресса, ставящая под вопрос мой моральный облик, сама не соблюдает принципов сбалансированного освещения событий. Оскорбления в мой адрес вредят моему имиджу и являются унижением моего достоинства.
К моему великому сожалению, я не была защищена со стороны моего правительства от подобных нападок. Государственные структуры, чья конституционная ответственность заключается в защите прав своих граждан, не сопротивляются нарушениям прав своих граждан со стороны Армении. На международном уровне, между Молдовой и Арменией, нарушение основополагающих прав человека против моей персоны сознательно замалчивается.
- Какой реакции вы ожидаете от соответствующих немецких, европейских международных организаций в связи с инцидентом?
- Я хочу подчеркнуть, что целью моего выступления в Ереване было привлечение внимания международного сообщества к нарушениям прав человека в области «замороженных конфликтов» - особенно в государствах, заявленной целью которых является членство в «европейской семье». Мою речь следует понимать как призыв к мирному урегулированию конфликтов и уважению прав человека.
Я надеюсь, что европейское и международное сообщество надлежащим образом оценят действия Армении и придут к выводу, что в отношении к моей персоне были нарушены права человека, и что они по-прежнему нарушаются у меня на Родине.
Я также надеюсь, что мое выступление будет воспринято как призыв к реализации европейских ценностей. В любой ситуации и для каждого отдельного гражданина на центральном месте должно стоять соблюдение прав человека.