Выборы в Азербайджане: Крах «Нацcовета» и реанимация «Общественной палаты»
Читать на сайте Вестник КавказаЕсли в президентской гонке в Азербайджане до недавних пор и наблюдалось некое подобие предвыборной интриги, то сейчас, пожалуй, все сомнения относительно безальтернативности победы действующего главы государства развеялись окончательно. Национальный cовет демократических сил (НСДС), под знаменами которого объединился ряд оппозиционных партий, разъедаемый многочисленными внутренними противоречиями, трещит по швам: как задолго предсказывали многие аналитики, разношерстность оппозиционной компании и кардинальное несовпадение ее интересов сделали невозможным создание политического альянса.
Формально «Нацсовет» продолжает существовать и регулярно заседать, но вопрос выдвижения от него единого кандидата в президенты на фоне объективных проблем с регистрацией кандидатуры Рустама Ибрагимбекова стал яблоком раздора между основными силами в НСДС. Среди них можно условно выделить три группировки: партия «Мусават», ПНФА и движение «Эль», возглавляемое Эльдаром Намазовым – бывшим высокопоставленным чиновником президентской администрации времен правления Гейдара Алиева, позже перешедшим в ряды противников действующей власти. Последний состоит в плотном альянсе с согласованным единым кандидатом от НСДС - Рустамом Ибрагимбековым.
Очередная сессия «Нацсовета» 21 августа не ответила на главный вопрос, с кем пойдет оппозиция на выборы, если не зарегистрируют кандидатуру Ибрагимбекова. Как стало известно, следующая сессия «Нацсовета» состоится по инициативе руководителя аппарата структуры Эльдара Намазова 26 августа, что вызвало серьезное недовольство со стороны Али Керимли (ПНФА) и Исы Гамбара («Мусават»), недоумевающих, почему понадобилось в очередной раз затягивать вопрос с выбором запасного кандидата. В результате, последние реанимировали старую оппозиционную структуру-предшественницу «Нацсовета» - так называемую «Общественную палату», созвав ее на внеочередное заседание. То, что Керимли и Гамбар вводят в игру параллельно еще одно оппозиционное объединение, своим составом частично дублирующее «Нацсовет», наводит на мысль о том, что более широкая платформа «Нацсовета» находится на грани развала. Это косвенно подтвердил в интервью азербайджанскому информагентству «Haqqin» один из членов правления «Нацсовета», редактор агентства «Туран» Мехман Алиев, признав, что «Нацсовет» оказался в тупиковой ситуации. Одновременно растет недовольство среди рядовых оппозиционеров, в том числе, и оппозиционных публицистов, все громче начинающих критиковать членов НСДС за неспособность договориться друг с другом.
Итак, 26 августа должно быть принято окончательное решение о выдвижении единого кандидата от оппозиции. Станет ли им Рустам Ибрагимбеков или альтернативный «запасной» кандидат, которого еще надо согласовать, пока неизвестно. Дело в том, что Намазов объявил о получении некоей справки об отсутствии у Ибрагимбекова обязательств перед Россией, гражданином которой остается кинодраматург. Но станет ли такая справка достаточным правовым основанием для того, чтобы ЦИК закрыл глаза на второе гражданство Ибрагимбекова и зарегистрировал его в качестве кандидата в президенты – вопрос открытый. Между тем, сам Ибрагимбеков в очередной раз удивил заждавшихся его в Баку сторонников, объявив, что вновь едет в Европу и США – обсуждать «выборы».
Таким образом, как уже прогнозировал «Вестник Кавказа», менее чем за полмесяца до конца официального срока подачи заявок на регистрацию в качестве кандидатов в президенты, азербайджанская оппозиция до сих пор не в состоянии преодолеть внутренние конфликты. Нескоординированность действий оппонентов власти сыграла на руку действующей президентской команде, выступившей монолитным фронтом со своим кандидатом Ильхамом Алиевым. Наглядным доказательством несостоятельности усилий оппозиции по мобилизации населения стал митинг, организованный «Нацсоветом» и собравший всего около 2 тысяч человек – ровно в 10 раз меньше, чем было обещано. Если у «Нацсовета» на первоначальном этапе и были призрачные надежды снискать определенную поддержку зарубежных государств, то в нынешнем его состоянии едва ли хоть один зарубежный спонсор будет вкладываться в однозначно проигрышный проект.