Спасут ли 8 рублей в месяц сельское хозяйство
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня исполняется ровно год с того момента как Россия официально стала челном ВТО. Эффекта, как и обещали инициаторы присоединения ко всемирному торговому клубу, россияне еще в полной мере на почувствовали, но сельхозпроизводители говорят, что работать стало еще сложнее. Эксперты от АПК утверждают, что Россия теперь может поддерживать своих крестьян меньше, чем другие страны в пересчете на хозяйственный гектар. Правда, недавно правительство утвердило разработанную Минсельхозом программу развития сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года. Объем финансирования программы до 2020 года составит 299,2 млрд рублей. При этом будет создано более 30 тысяч рабочих мест. Однако эксперты программу раскритиковали.
«Вообще цели программы благие, - считает зампред комитета ТПП по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин. - Сельское хозяйство – это основа государства российского, 30 миллионов населения живет в деревне. Если вы разделите сумму поддержки на 30 миллионов в год, получится 8 рублей в месяц. 8 рублей в месяц спасут сельское хозяйство и социальное развитие села? Конечно, нет. Поэтому программа должна быть кардинально пересмотрена. Иначе она не принесет ничего, кроме одного – разговора о том, что у нас есть программа, которая выполнена. Кстати, из 12 показателей Программы господдержки села, которая закончилась в 2012 году, выполнено только два. В результате молока стало меньше, производство сельхозпродукции уменьшилось.
В программе написано, что мы должны достичь доходов населения 50% от городских доходов. Кто поедет в село работать, если ему обещали 7 стадионов на всю Россию в год, 9 школ и половину заработной платы в городе? А дороги, коммуникации, электричество и все остальное у нас так же дороги, как в городе, а может быть, даже дороже.
Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики, да все правительство должно повернуться лицом к деревне. Эту программу принимать нельзя или она должна быть названа программой устойчивой стагнации сельского хозяйства.
После вступления в ВТО мы ограничены в поддержке по так называемой «зеленой корзине» и можем сколько угодно посылать деньги на социальное развитие. Но получается, что за 8 лет федерация выделяет только 90 млрд рублей. Для примера скажу, что в год сельское хозяйство США получает 74 млрд долларов, а мы за 8 лет – 90 млрд рублей.
Главным является обеспечение доходности сельского хозяйства и возможность быстро привести нашу продукцию в город для того, чтобы обеспечить ее экономическую доступность. На сегодняшний день то, что мы видим в программе – только в целях есть, а во всем остальном этого нет».
По словам члена общественного совета при Минсельхозе Анатолия Упадышева, «многие представители министерств и ведомств были очень жестко настроены против данной минсельхозовской программы. Программа не решит даже основных потребностей сельских жителей, но мы хотя бы начнем этот путь. Программа создана для того, чтобы дать посыл, государство дает посыл, и ответственный бизнес сам начинает вкладываться в обустройство территорий, где этот бизнес есть. Для чего? Чтобы люди не уезжали, чтобы молодежь оставалась. Программа ведь не решит проблему Сбербанка, который уходит с территорий – а уже несколько лет Сбербанк закрывает отделения, где один и менее работающих. Мы на всех уровнях обращались, до Грефа и Совета Федерации, пытаясь этот процесс приостановить. Результаты не те, на которые мы рассчитывали. С села уходит почта, с села уходят школы. И как мы после этого можем задержать там действительно хорошего специалиста?
Очень большой соблазн был направить деньги на поддержку профильных производителей сельхоз товаров. Но они эти средства изъяли и направили в другую отрасль, на развитие сельских территорий, на население, которое живет на этих территориях. И не факт, что эти средства пойдут напрямую на поддержку сельхозпроизводителей».
«Эта программа основана на концепции устойчивого развития сельских территорий, которая была принята несколько лет назад, в 2010 году. Та концепция была принята, отдана в правительство на обсуждение, и там ее при согласовании уже немного урезали, - объясняет директор Центра устойчивого развития сельских территорий Александр Мерзлов. - Но все равно это был целостный документ, это был большой шаг вперед. Программа должна соответствовать этой концепции, что и было в ее недавних редакциях. К сожалению, где-то два месяца назад произошли резкие изменения, был сделан крен с комплексного развития сельских территорий на поддержку АПК.
Если вы посмотрите цели и задачи концепции и принятой программы, то они существенно различаются. Если концепция была направлена на комплексное и сбалансированное решение социальных, экономических и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности, то программа направлена на стимулирование инвестиционной активности для развития АПК и создания высокотехнологичных рабочих мест.
Новая программа будет содействовать возникновению моногородов на сельских территориях, если своими словами это назвать. В программе из концепции исчезли такие существенные направления как диверсификация сельской экономики, а это суть устойчивого развития сельских территорий. Также ушла почти полностью экологическая политика. А какое устойчивое развитие без экологической политики? Если раньше концепция была направлена на повышение занятости и уровня качества жизни населения, то здесь – содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе. Создание одного высокотехнологичного рабочего места в сельской местности – это уничтожение нескольких не высокотехнологичных рабочих мест.
Даже инновации в сельской местности основаны на традициях. Индустриальное сельское хозяйство разрушает культуру, уклад, традиции села.
Последние изменения внесли разработчики, которые не чувствуют ни отрасль, ни территории. В цели концепции входило сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня и качества жизни сельского населения. В программе новой редакции, она только усилит эти моменты, потому что это точечные вливания. Конечно, о сохранении и приумножении культурного потенциала села там практически уже речи не идет.
Понятно, что сейчас АПК столкнулось с целым рядом проблем. Это и просчеты связанные с вступлением в ВТО, это и рост заболеваний, и рост цен на корма и т.д. Развивать АПК надо, но не за счет программы устойчивого развития сельских территорий. Надо думать о том, чтобы эти упущенные моменты в самом скором будущем появились в каких-то новых других программах, потому что иначе сельские территории, население будут чувствовать себя обманутыми».