Армянская экономика в надежде на евромиллиарды

Читать на сайте Вестник Кавказа

Несмотря на оптимистические заявления армянских властей о выходе экономики из состояния свободного падения, страна 5 лет подряд терпит экономический упадок. Согласно данным Всемирного банка, лишь в период 2008-2012 годов абсолютное падение ВВП составило 15,1%, с 11662 млн долларов до 9910 миллионов. Сокращение объемов армянской экономики происходит на фоне роста экономик соседних стран. Однако власти об этих данных предпочитают помалкивать, указывая на 7-процентный рост в 2012-ом. Впрочем, что этот “рост” экономики сопровождался ростом абсолютного значения ВВП всего с 3,8 трлн драмов в 2011 году до 3,9 трлн драмов в 2012-ом. Таким образом, даже не специалисту становится очевидно, что в реальности власть на протяжении последних 5 лет сокращает объемы экономики. Пресловутый же “рост” существует лишь в бумагах Нацстатслужбы.

О реальном положении дел говорит показатель уровня иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Даже согласно данным Нацстатслужбы, совокупный объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики в январе-марте 2013 года сократился на 11,9% до 131 млн долларов. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики за тот же период составили 57,7 млн дол., сократившись на 35,4%. Впрочем, глава парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, республиканец Гагик Минасян склонен объяснять сокращение объемов иностранных инвестиций международными тенденциями, неопределенностью и кризисами. Он заявил, что сегодня в мире нет страны, в которой в 2013-ом наблюдался бы рост инвестиций. При всем уважении к мнению Минасяна, «Вестнику Кавказа» удалось найти как минимум три такие страны, причем не в мире, а среди стран СНГ. В первом квартале 2013 года рост иностранных инвестиций был зафиксирован в Узбекистане на 13,2%, на Украине на 76%, в Белоруссии на 18,2%.

Из Армении же отток капитала, который пока не принял катастрофических масштабов, по неофициальным данным, в прошлом году достиг 700 млн долларов. Армянская статистика показатели оттока капитала не публикует, публикуя лишь его приток. А отток средств вполне объясним, поскольку вкладывать излишки капитала в экономику, лишенную роста потребительского рынка и имеющую самую высокую из всех возможных степень монополизации, станет не каждый. Все это сопровождается миграцией, объясняющейся реальным ухудшением экономического положения.

Последние шаги власти позволяют предположить, что спасти ситуацию она намерена очередными внешними вливаниями в экономику. В частности, речь идет о помощи в 3-4 млрд евро, обещанной Европой в случае парафирования соглашений по зоне свободной торговли (DCFTA) и ассоциативному членству с ЕС. Эта сумма станет одним из звеньев в логической цепочке, которая движет власти Армении в сторону парафирования этих соглашений на ноябрьском саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе. Хотя идея “Восточного партнерства” была выдвинута ЕС с подачи Польши в пику интеграционным амбициям России на территориях постсоветского пространства, власти Армении утверждают, что на ассоциацию с ЕС идут в надежде на экономическое процветание. Происходит это на фоне полного информационного вакуума о содержании Договора об ассоциированном членстве и зоны свободной торговли.

Непонятно как повлияет DCFTA на рынок и структуру импортоориентированной экономики Армении после вступления в развитый, конкурентоспособный европейский рынок. По расчетам Еврокомиссии, DCFTA позволит Армении, “модернизировав торгово-экономические отношения, развивать экономику до приведения ее ключевых сфер в соответствие с европейскими стандартами”. В результате доходы экономики Армении вырастут на 146 млн евро в год или 2,3% ВВП, что позволит увеличить экспорт на 15,2%, а импорт - на 8,2% и соответственно улучшить торговый баланс. Однако, по мнению директора Европейского центра геополитического анализа Матеуша Пискорски, опыт стран, заключавших похожие договоры, говорит о том, что ассоциация приводила к экспансии на их рынки внешних игроков, более конкурентоспособных, чем местные производители, особенно в условиях довольно жестких стандартов ЕС. Аналитик считает, что подписание DCFTA может привести к сокращению рабочих мест в Армении, как это произошло в странах Центральной Европы.

Если производимые в Армении товары и будут соответствовать евростандартам, они все равно не будут конкурентоспособны на европейских рынках. Сельское хозяйство в ЕС благодаря большим дотациям, достигающим 30% бюджета Евросоюза, выпускает на рынок продукцию по демпинговым ценам, соответственно конкурировать с европейцами армянские сельхозпроизводители не в состоянии, учитывая, что эта сфера в Армении не только не дотируется, но и считается источником госдоходов. Вне зависимости от качества сельхозпродукции, армянские производители после ратификации DCFTA могут оказаться в невыгодном положении. Говорить же о конкуренции в сфере тяжелой промышленности вообще не приходится, что грозит Армении, поставляющей в ЕС лишь медно-молибденовый концентрат и горнорудную продукцию, остаться сырьевым придатком ЕС на долгие годы.

Словом, с перспективами DCFTA не все так радужно, как это пытаются представить власть. Нет ответа и на вопрос, выгоден ли Армении Таможенный союз. Общение с депутатами даже в режиме off records показывает, что парламентское большинство явно не владеет этой темой, ничего не знает и потому понять ничего не может. Создается впечатление, что у Армении либо нет диалога с Россией, либо он есть на самом верхнем уровне, когда судьбу целого народа определяет один человек. В подобных условиях ни Европа, ни Россия не знают, чего ждать от Армении, какие ее власть может преподнести сюрпризы.