Беспорядки в Египте переходят в гражданскую войну - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаНациональный конфликт этого месяца - беспорядки в Египте, начавшиеся после разгона сторонников "Братьев-мусульман" и свергнутого президента Мухаммеда Мурси египетской армией и полицией - находится сегодня в центре внимания экспертного сообщества всего мира. В Москве перспективы развития беспорядков в полномасштабную войну, закрепления военных у власти и будущего "Братьев-мусульман" оценили советник заместителя председателя СФ РФ, посол Андрей Бакланов, доктор философских наук, исламовед Александр Игнатенко и доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ Марина Сапронова.
Андрей Бакланов в первую очередь напомнил, что "Братья-мусульмане" выходят на политическую авансцену уже в третий раз, и всякий раз это происходит, когда начинается кризис власти. При этом совсем недавно у них был шанс окончательно закрепиться в качестве правящей элиты, но они им не воспользовались, так как их социально-экономическое видение не дало выхода из застоя.
Теперь же, по словам Бакланова, страна стоит на пороге гражданской войны, и сейчас вполне возможно применение крайних мер, так как лишь они смогут "предотвратить тенденцию к нарастанию противостояния".
Игнатенко в начале своей речи сообщил, что несколько часов назад на Синае было убито 26 военных. Эксперт подчеркнул, что совершили это не египтяне, а "Аль-Каида" или хамасовцы. В любом случае, это совершила не местная, международная, террористическая сила. Игнатенко обратил внимание на то, что военные сейчас воюют против "Братьев-мусульман" как против террористической организации, каковой её предложил квалифицировать премьер-министр, дабы вывести с политического поля. "Юридически этот процесс не оформлен, идёт арест руководителей среднего и высшего звена "Братьев-мусульман", - сказал эксперт, ещё раз отметив, что в то же самое время, пока военные воюют с исламистами, в стране развёрнута террористическая кампания так, в ночь со среды на четверг в Египте были подожжены 52 христианских церкви.
В целом, с точки зрения Игнатенко, Мухаммед Мурси изначально финансировался различными террористическими организациями, действовавшими на Востоке, пришёл с их помощью к власти и начал назначать их представителей на ответственные посты в стране; за счёт того, что Мурси был манипулируем руководством "Братьев-мусульман", режим в стране едва не превратился в экстремистско-террористический.
И в этом свете действия армии предстают как единственно возможное решение: прекращение распространения влияния террористов в Египте. "Армия всегда была хребтом государства, этот тот механизм, который может сохранить единство в стране - и она сделала то, что сделала", - заявил Игнатенко.
Также он напомнил, что Мурси был инкриминирован сговор, а не шпионаж. "Сговор с ХАМАС и вооружёнными группировками "Братьев-мусульман", которые в начале 2011 года нападали на тюрьмы, где сидели свои, убивая надсмотрщиков. Когда будет судебных процесс над Мурси, формулировка изменится на государственную измену, потому что избранный президент призвал террористов, тем самым совершил измену в августе прошлого года в атмосфере обвинения армии в некомпетентности и её дезорганизации", - рассказал эксперт, резюмировав, что сейчас в Египте есть несколько фронтов противостояния и это, вероятно, начало гражданской войны. "Хватит ли сил, чтобы прекратить её в начале?"
Сапронова, в свою очередь, заметила, что сосредоточение экстремистских группировок на Синае идёт с 80-х годов, и революция 2011 года изменила лишь характер игры, но не состав игроков ими по-прежнему остаются "Братья-мусульмане", представители режима Хосни Мубарака и армия. С точки зрения эксперта, для широкомасштабной гражданской войны предпосылок нет. К тому же, всего две страны сделали резке заявления, а Евросоюз выступил с требованиями к военным только сейчас, да и те сводятся лишь к тому, чтобы "Братья-мусульмане" не были исключены из политического процесса.
Также эксперты рассказали, каковы перспективы российско-египетских отношений в свете происходящего. По мнению Сапроновой, нынешние беспорядки не повлияют на двустороннее сотрудничество никак. Разумеется, сейчас было бы хорошо упрочить влияние на Синае, однако Россия в последнее время стала уходить на евразийское направление, и уже не столь заинтересована в работе с Египтом, сказала она.
Игнатенко, в свою очередь, заметил, что для России сейчас рискованно вмешиваться в египетские события, так как она рискует попасть на "пустое место" на Ближнем Востоке, а поэтому лучше продолжать сдержанную политику, следя лишь затем, чтобы конфликт не выплёскивался на территории России и партнёров в различных интеграционных форматах.
Наконец, Бакланов выразил несколько иную точку зрения, заявив, что Россия тесно связана с Египтом, а развитие в нём экстремистски настроенных элементов может дестабилизировать "живую ткань" Северного Кавказа, не говоря о том, что негативно скажется на всём геополитическом пространстве. Следует помнить, отметил он, что СКФО - один из регионов, куда могут направиться террористы при их вытеснении из Египта, поэтому необходимо принять те же меры, что и в начале 2000-х, а также внимательно следить за ситуацией.