Сеймур Алиев: для работы с российской нефтью у Азербайджана есть все условия
Читать на сайте Вестник КавказаГлава Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR / ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев раскрыл сегодня детали ведущихся между компанией и российским гигантом "Роснефтью" переговоров о сотрудничестве. Абдуллаев сообщил, что стороны намерены организовать реверсную прокачку нефти по Баку-Новороссийск (в таком случае Россия будет поставлять в Азербайджан нефть марки Urals), а также рассматривают возможность частичной транспортировки российской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан для доставки на европейские НПЗ, в которых участвует "Роснефть".
Часть нефти, которая будет импортироваться в Азербайджан, сможет пойти и на переработку на заводах страны. Все эти операции будут оценены с точки зрения эффективности до конца года и, по словам Абдуллаева, уже со следующего года они будут реализованы при достижении сторонами договорённости.
Азербайджанский эксперт, глава русской редакции агентства "Тренд" Сеймур Алиев сообщил "Вестнику Кавказа" о том, что Азербайджан готов ко всем этим проектам в техническом плане и имеет опыт подобных совместных работ в прошлом. В частности, он объяснил, что поставку российской нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан организовать сравнительно легко, так как нефтепровод Баку-Новороссийск, по которому она будет доставляться в Азербайджан, берёт своё начало в том же городе – столице республики.
"При создании соответствующей инфраструктуры возможно подключение одного трубопровода к другому и отправка нефти. Естественно, этот вопрос должен решаться совместно с акционерами трубопровода БТД, иностранными компаниями, участвующими в разработке. Технически, по этому трубопроводу может идти достаточно, потому что он рассчитан где-то на 1,2 млн баррелей в сутки. Реально по нему транспортируется сейчас 600-700 тыс. Поэтому, в принципе, есть возможность для прокачки российской нефти", - пояснил Алиев.
По его мнению, нынешние переговоры ещё раз подтверждают перспективность БТД. "Этот маршрут создавался достаточно давно с прицелом на будущее, с расчётом не только на российскую нефть, но, возможно, и нефть с восточного побережья Казахстана. Почему? Потому что этот трубопровод имеет преимущество: он выводит нефть напрямую к Средиземному морю в обход проливов Босфор и Дарданеллы, то есть нет необходимости танкерами перевозить нефть из Чёрного моря в Средиземное. Соответственно, при выходе на Средиземное море вы можете отправлять нефть на любые мировые рынки. Поэтому это достаточно интересный и перспективный маршрут для любых компаний", - рассказал эксперт.
Что касается самого реверса прокачки нефти по "Баку-Новороссийск", то здесь, отметил Алиев, в первую очередь возникает проблема переговоров между "Роснефтью" и монополиста нефтепроводной системы России "Транснефти", однако она, как и заявил Абдуллаев, будет решаться российскими компаниями как двумя хозяйствующими субъектами РФ самостоятельно.
При этом Азербайджан не потеряет ничего о того, что по нефтепроводу, по которому прокачивается высококачественная нефть марки AzeriLight, в реверсе будет поставлять более тяжёлая российская нефть марки Urals. "Это вопрос технический и по любому маршруту решается достаточно просто – на уровне переговоров, достижения каких-либо договорённостей".
SOCAR поставила перед "Роснефтью" условие поставки по трубопроводу Баку-Новороссийск в реверсном режиме нефти с содержанием серы менее одного процента, что не отразится на качестве нефти, транспортируемой по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, и позволит обеспечить отгрузку с терминала в Джейхане нефти марки Azeri Light.
В целом, опыт прокачки нефти третьих сторон по трубопроводу БТД есть, причём неоднократный. Раньше по БТД транспортировалась нефть из Казахстана. После того, как прекратилась прокачка казахской нефти, в настоящее время транспортируется туркменская нефть. Так что это не что-то новое, думаю, более 3 млн т туркменской нефти, прокачиваемой в год по БТД, говорят сами за себя", - объяснил положение дел эксперт.
Также Алиев заявил, что азербайджанские НПЗ уже готовы работать с российской нефтью. "При мощности нефтепереработки около 16 млн т в год, сейчас на заводах перерабатывается 6-7 млн т азербайджанской нефти. Остальные мощности свободны. Почему бы их не использовать, если они так близко от России расположены? На каких условиях, в какой форме будет эта переработка – это, конечно же, уже другой вопрос. Есть разные схемы – давальческое сырьё или просто продажа, этот вопрос будет решаться на уровне компаний. В целом это вполне возможно. Эти заводы работают, и достаточно эффективно. Глубина переработки нефти на азербайджанских заводах – свыше 90%", - рассказал эксперт.
Сеймур Алиев напомнил, что в будущем в Азербайджане начнётся строительство, нового, крупнейшего в регионе комплекса по переработке нефти, газа и нефтепродуктов, к 2017-2018 году начнётся поэтапный запуск, а к 2020 году он будет полностью запущен. И его мощности также могут быть заполнены российской нефтью.
В целом, отвечая на вопрос корреспондента "Вестника Кавказа" о конечной выгоде Азербайджана от совместных нефтяных проектов с Россией, эксперт напомнил, что SOCAR – коммерческая структура и может исходить только из экономической целесообразности.
"Сказать, какую выгоду извлечёт компания в денежном эквиваленте, я вам не могу. Могу сказать только одно: если бы это не было коммерчески эффективно, компания не стала бы над этим работать", - резюмировал свой комментарий Сеймур Алиев.