Фёдор Войтоловский: У России и США сейчас нет позитивной повестки дня
Читать на сайте Вестник КавказаМеждународный скандал с охотой на беглого экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, заблокированного в московском порту Шереметьево и получившего не так давно временно убежище в России, не стал причиной "охлаждения" российско-американских отношений, а всего лишь напомнил о том, что за время "перезагрузки" накопилось множество вопросов, решения которых, устраивающего обе стороны, нет до сих пор. Подобную точку зрения озвучил заведующий сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский.
Войтоловский начал с напоминания о том, что администрация Обамы подходит к диалогу с Россией предельно прагматично - идея "перезагрузки" была использована для демонстрации миру успешности американской внешней политики и получения дополнительного веса при участии в решении внутриполитических вопросов. "Сейчас, в общем-то, по целому ряду вопросов, действительно, диалог стагнирует, но, на мой взгляд, здесь нет никакого глубокого кризиса отношений. Говорить о том, что отмена двусторонней встречи президентов Путина и Обамы - это какой-то экстраординарный шок нельзя", - отметил эксперт.
По его словам, для того, чтобы такая двусторонняя встреча вообще состоялась, необходимо иметь позитивную повестку дня, из внутриполитических соображений администрации Обамы. "Необходимо показать критикам внешней политики Обамы, критикам отношений с Россией, что у нас есть трудности, но мы можем достичь соглашений по таким-то и таким-то вопросам", - пояснил он.
При этом пока что позитивной повестки не видно. "В сфере ПРО компромисса не просматривается, потому что США будут реализовывать те этапы поэтапного, адаптивного подхода, которые не предполагают выхода на перехват стратегических носителей, и обещают не делать в перспективе развёртывания следующих этапов. Но на самом деле просто все знают, что нет технологического задела для этого, что пока просто преждевременно об этом говорить. Кроме того, администрация Обамы не учитывает и не может учесть, опять же, по своим внутриполитическим и внешнеполитическим соображениям, что для России развёртывание европейского сегмента так называемой ПРО НАТО- это, прежде всего, не военная угроза, а очень серьёзный политический барьер, который выстраивается между Россией и странами Западной и Восточной Европы, то есть между Россией и ЕС, а не между Россией и НАТО, как крупнейшим торгово-экономическим партнёром России", - рассказал Войтоловский, почему нет позитива в вопросе ПРО.
"Кроме того, администрация Обамы прекрасно понимает, что та увязка стратегических наступательных вооружений и систем ПРО, на которой настаивает Россия, неприемлема для республиканцев в Конгрессе и подвергнется критике в самих США. Не просматривается возможности дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, то есть те сокращения, которые предусмотрены договором последним о стратегических наступательных вооружениях, будут достигнуты, а дальше, в общем-то, возникает очень много вопросов - и в связи с ПРО, и в связи с тем, что многие американские боезаряды снимаются с боевого дежурства и находятся на хранении, а не ликвидируются", - сообщил эксперт, что и в этой сфере прорывов нет.
При этом есть одна сфера, в которой без диалога нельзя - Афганистан. "По Афганистану обе стороны крайне заинтересованы в нормализации ситуации после вывода международных сил содействия безопасности, потому что пока в этой стране, и не только в этой стране, а в регионе Афганистан-Пакистан, с серьёзным влиянием на ситуацию в Центральной Азии, какого-либо нормального сценария развития ситуации не просматривается. На этом направлении диалог, я уверен, будет интенсифицирован в ближайшие годы. Не случайно эта тема была одной из важнейших во время встречи министров в формате "2+2", - заявил Войтоловский.