Новая власть в Иране прагматична, но на односторонние уступки не пойдёт - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаГендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев собрались сегодня за одним столом, чтобы обсудить тему возможного движения политики Ирана в сторону умеренности с учётом нового правительства Исламской республики, большинство членов которого известно прагматическими взглядами.
Раджаб Сафаров в первую очередь подчеркнул, что, каким бы умеренным в своих взглядах ни был новый Иран, диалог может строиться только на равноправной основе, а значит, Западу нужно согласиться, что ИРИ имеет право на развитие ядерной энергетики. "Сейчас происходит скачок изменения отношения Запада к Ирану. В ближайшие 5 лет мы станем свидетелями серьёзных изменений на Ближнем Востоке, в мусульманском мире и в отношениях между Ираном и Россией", - выразил уверенность эксперт.
Если говорить о России, то, отметил Сафаров, сама идея Каспийского турне – уникальная в политическом мышлении Кремля. Единственной ошибкой оказался неучёт ментальности и политической системы Ирана: с Рухани 15 августа не уместно было встречаться, так как он совсем недавно вступил в должность и ещё не имеет готовых программ для обсуждения, а аятолла Али Хаменеи приехать не смог. И тем уместнее будет встреча 13 сентября в Бишкеке на саммите ШОС. При Рухани российско-иранским отношениям будет придан новый поступательный импульс, - заявил эксперт.
Гейдар Джемаль обратил внимание на другой предел умеренности нового правительства: возвращения к идеям Хатами о диалоге цивилизаций не будет: "я думаю, что на ключевых постах в иранском руководстве стоят очень жёсткие люди". Также он отметил тот факт, что Иран - это стык очень сложного геополитического парадокса: все признаки санкций внутри страны налицо, однако Исламская республика по-прежнему пребывает в поле первостепенного влияния на политику, знача больше, чем многие другие страны в G20.
По мнению эксперта, приход Рухани к власти - проявление верховной политической воли, продукт высших эшелонов власти одновременно и в Иране и на Западе. Джемаль подчеркнул, что, как только Иран станет признанной региональной сверхдержавой, весь суннитский мир будет это оспаривать. Тогда большой Ближний Восток перестанет быть головной болью Запада, так как замкнётся на своих проблемах.
Владимир Евсеев не согласился с Джемалем в том, что Рухани является плодом сговора властей Запада и Ирана: "он просто всех устроил своей естественностью в данной ситуации". Ещё один довод в пользу этого – отсутствие шансов на отмену санкций в ближайшей перспективе. "Чтобы начались изменения, должны пройти переговоры. Но Запад не готов идти на компромисс, а США не видят себе равных партнёров", - подчеркнул Евсеев, добавив, что по этой причине Штаты предпочитают "играть со второго ряда", к примеру, влияя на Сирию через Турцию.
Ещё раз эксперт отметил, что односторонние санкции, действующие на Иран, незаконны, а США должны уже понять, что таким способом не решить конфликта. К тому же, Исламская республика, будучи серьёзным игроком в регионе, не пойдёт на столь же односторонние уступки.