Россия-США: пауза или тупик
Читать на сайте Вестник КавказаРоссийско-американские отношения невозможно загнать в тупик вне зависимости от того, едет ли в Москву президент США Барак Обама или нет, заявил вчера помощник российского президента Юрий Ушаков. «Продолжаются активные контакты. Обама приедет на "двадцатку", министры общаются, по линии ведомств идет практическая работа", — сказал Ушаков.
Часть экспертов тоже не видит никакой катастрофы в демарше Обамы, однако другая часть считает ситуацию более серьезной.
«Администрация Обамы подошла предельно прагматично к диалогу с Россией. На этапе «перезагрузки» было понятно, что можно было получить очень неплохие результаты, которые администрация Обамы могла использовать и во внутриполитической сфере, и продемонстрировать миру успешность своей внешней политики, - говорит завсектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. – Сейчас по целому ряду вопросов диалог стагнирует, но нет никакого глубокого кризиса отношений. Нельзя говорить о том, что отмена двусторонней встречи – какой-то экстраординарный шок. Для такой двусторонней встречи нужна позитивная повестка. Необходимо показать критикам внешней политики Обамы, критикам отношений с Россией, что у нас есть трудности, но мы можем достичь соглашений по таким-то и таким-то вопросам».
Между тем, по мнению Войтоловского, «в сфере ПРО пока компромисса не просматривается, потому что США будут реализовывать сейчас те этапы адаптивного подхода, которые вроде бы не предполагают выхода на перехват стратегических носителей, и обещают вроде бы не делать в перспективе развертывания следующих этапов. Но на самом деле просто все знают, что нет технологического задела для этого, что пока просто преждевременно об этом говорить. Кроме того, администрация Обамы не учитывает что для России развертывание европейского сегмента так называемой ПРО – НАТО (в действительности это американская ПРО, потому что ни одна страна НАТО, кроме Франции, не обладает никакими разработками в этой сфере и может только принять участие финансовое или на уровне производственных цепочек) это не военная угроза, а очень серьезный политический барьер. Он выстраивается между Россией и странами Западной и Восточной Европы, выстраивается фактически между Россией и ЕС - крупнейшим торгово-экономическим партнером России».
Кроме того, как полагает эксперт, «администрация Обамы прекрасно понимает, что та увязка стратегических наступательных вооружений и систем ПРО, на которой настаивает Россия, неприемлема для республиканцев в Конгрессе и подвергнется критике в самих США. Не просматривается возможности дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, то есть те сокращения, которые предусмотрены Договором о стратегических наступательных вооружениях, будут достигнуты, а дальше возникает очень много вопросов – и в связи с ПРО, и в связи с тем, что американские боезаряды многие снимаются с боевого дежурства и находятся на хранении, а не ликвидируются. Здесь пока прорывы не просматриваются».
Однако, считает Войтоловский, есть сфера, в которой диалог необходим – это Афганистан: «По Афганистану обе стороны крайне заинтересованы в нормализации ситуации после вывода международных сил содействия безопасности, потому что пока в этой стране, и не только в этой стране, а в регионе АфПак,(Афганистан и Пакистан с серьезным влиянием на ситуацию в Центральной Азии), какого-то нормального сценария развития ситуации не просматривается. На этом направлении диалог будет интенсифицирован в ближайшие годы. Не случайно эта тема была одной из важнейших во время встречи министров два на два».
Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает, что к российско-американской паузе надо подходить объективно: «В чем заключается эта объективность? В декабре прошлого года – январе нынешнего года в администрации Обамы существовал сильный позитив. Были настроения за то, чтобы визит помощника президента США по национальной безопасности Томаса Донилона состоялся именно в январе, вскоре после назначения. Однако этот позитив не был реализован. Как следствие, визит состоялся только в апреле. Вот реальная задержка».
Кроме того, по словам Евсеева, «США сделали России несколько серьезных предложений. Россия, наверное, не очень внимательно подошла к тому, что США предложили. Во всяком случае, со стороны европейцев есть устойчивое мнение о том, что Россия не имеет конструктивной позиции и излишне жестка. Со стороны США было предложение пойти на дальнейшее сокращение ядерных вооружений. В такой постановке вопроса для России это неприемлемо, но эту задачу можно несколько видоизменить. Например, можно ведь пойти на сокращение стратегических ядерных вооружений. Но при этом США надо давать встречные предложения. Например, если президент Обама говорит: «Давайте сократим количество ядерных боезарядов, развернутых стратегических носителей, например, до 1100». России надо сказать: «Да, конечно, но при этом давайте сократим стратегические носители до 500». Это конструктивизм. Если бы Россия сделала так, в этом случае ее было бы трудно упрекнуть в том, что она излишне жестка. Но Россия такое предложение США не сделала – а могла вполне сделать. Очевидно, для США такой подход тоже неприемлем, потому, что им придется реально пойти на сокращение носителей, которые могут быть еще в эксплуатации, например, 30 лет. Это очень серьезный выбор для США. Но в этом случае Россия бы выглядела более убедительно на переговорах».
При этом, по мнению Евсеева, то же самое, к сожалению, наблюдается и в отношении противоракетной обороны: «США призывают к большей открытости в сфере противоракетной обороны. Можно по этому пути идти. Конечно, взгляды России на развитие американской системы ПРО сильно отличаются от того, что говорят на Западе. Россия считает, что американское создание глобальной системы просто сдвигается во времени, и не потому, что США очень хотят выстроить с Россией партнерские отношения. США этого делать не хотят. Это мы это поняли, когда был отменен визит Обамы в Москву. Думаю, что Россия здесь должна была что-то предложить, потому что много было интереса к конференции, которая состоялась по ПРО в мае прошлого года. Пока же Россия ничего США не предлагает. В том, что возникла пауза, виноваты обе стороны в разной степени. У России много претензий к США, и у США есть претензии к России. Но если мы будем говорить о паузе, из этой паузы можно долго не выйти».