США и Иран далеки от эры взаимопонимания

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вскоре после избрания на пост президента Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран готов вести переговоры с США, когда Белый дом освободится от давления группы, действующей в интересах третьей страны (прозрачный намек на Израиль). По словам нового президента ИРИ, Тегеран настроен на то, чтобы снять существующие опасения как со стороны "шестерки" международных переговорщиков по урегулированию иранской ядерной проблемы, так и со своей стороны. После недавней российско-американской встречи в формате "2+2" (глав оборонных и внешнеполитических ведомств России и США) глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что не только в Москве, но и в Вашингтоне хотят поддержать настрой нового президента Ирана, который заявил о готовности к большей открытости.
Однако на фоне того, что Конгресс США проголосовал за принятие дополнительных санкций против Ирана, эксперты сомневаются, что последние заявления приведут в «новой эре взаимного понимания» между Тегераном и Вашингтоном.

Как полагает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, «США хотят от Ирана уступок, вот, в чем проблема. Если бы они были согласны на диалог, нормальный диалог, то Хасан Рухани их бы полностью устроил. Хасан Рухани призывает к диалогу на основе взаимных компромиссов. США хотят, чтобы Иран остановил процесс дообогощения урана с 5% до 20%. На что может пойти Иран? На приостановку этого процесса. Вот компромисс. США сейчас ждут уступок, именно поэтому вводятся новые санкции. При этом США делают в основном ставку на односторонние, и с этой точки зрения, незаконные санкции. Они, по сути, распространяют свое внутреннее законодательство на весь мир. США могут сказать: «Смотрите, Россия и Китай блокируют нас, мы не можем это сделать, например, со стороны Совета Безопасности ООН». Посмотрите, какие санкции вводятся там, и какие со стороны США и их союзников. Это просто несоизмеримые санкции. Потому что Иран санкциями поставлен в такое положение, что как будто, если Иран не сделает чего-либо, в этом случае мир как минимум перевернется. Столь глубоких и столь жестких санкций не вводили ни против кого. Спрашивается, а зачем? США действительно боятся? Мне кажется, здесь огромное количество причин, почему США себя так ведут, но США делают сейчас ставку на односторонние санкции своего государства, своих союзников, и США будут держаться этой линии до тех пор, пока они на самом деле не поймут, что это не работает. Но в Вашингтоне есть уверенность, что это сработает, и Иран пойдет на уступки. Я считаю, что такая позиция является ошибочной».

По мнению консультанта Российского института стратегических исследований, специализировавшегося на Среднем Востоке, Дмитрия Рюрикова, «односторонние санкции могут быть рассмотрены и как легитимные, но когда они уже принимают такой характер, как сейчас, то здесь уже возникает более широкий вопрос. Уже вступают в дело международно-правовые акты, которые касаются ответственности государства за поддержание мира, безопасности и права народов на развитие. Санкции достигли такого уровня, когда они практически делают невозможной нормальную экономическую жизнь государства и нормальные функции социальной защиты и вообще нормальную экономическую жизнь в государстве. И здесь вопрос не разработан. Но вообще возникает вопрос, а на основании чего принимаются такие санкции. И здесь я бы хотел сказать, что против Ирана существует презумпция виновности, независимо от того, есть какая-либо угроза создания ядерного оружия в противоречии с обязательствами Ирана по ДНЯО. Но ее нет».