Мартин Сифф: «Отказ Обамы встречаться с Путиным – неудачное решение»
Читать на сайте Вестник КавказаВчера стало известно, что президент США Барак Обама отменил встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москве. В Вашингтоне говорят, что решение связано не только с ситуацией вокруг Эдварда Сноудена, но и с другими вопросами, по которым российская позиция вызывает недовольство в США. В частности, называются проблемы ПРО и прав человека. Прокомментировать ситуацию «Вестник Кавказа» попросил главного аналитика по глобальным вопросам журнала «The Globalist» Мартина Сиффа, который коснулся также проблем российско-американских отношений, связанных с Кавказом.
- Как бы вы могли бы прокомментировать отказ Обамы приехать в Россию?
- Решение президента не было внезапным в сложившихся обстоятельствах, но я считаю, что оно неудачно. Даже во время «холодной войны» США и СССР поддерживали определенный ритм отношений между супердержавами в формате двусторонних встреч на высшем уровне. Ни одна сторона не позволяла себе в этот период вмешиваться в этот порядок или каким-то образом препятствовать ему. Я полагаю, что это создает очень тревожный прецедент, когда президент США полностью убежден в том, что это действие необходимо предпринять. Хорошо, что он собирается поехать в Санкт-Петербург, и хорошо, что он и президент Путин встретятся в Санкт-Петербурге, но я думаю, что это было неудачное решение для президента США – отказаться от визита в Москву.
- Все-таки почему?
- Потому что это знак ухудшения отношений между Россией и США. Нет никакой серьезной причины для такого развития событий. Это было результатом заблуждений обеих сторон отношений – Москвы и Вашингтона. Но это, конечно, будет иметь серьезные долгосрочные последствия. После террористической атаки 11 сентября 2001 года президент Путин немедленно предложил помощь и поддержку США. Тогдашний президент США Джордж Буш-младший установил очень хорошие отношения, как личные, так и рабочие, с российской властью, и обе стороны выиграли от этого. Очень важно, что президент Обама и президент Путин установили между собой еще более позитивные отношения, но сейчас мы движемся в менее благоприятном направлении.
- Как вы оцениваете последние тенденции в российско-американских отношениях?
- В отношениях между супердержавами неизбежны конфликты и разногласия, и эти разногласия должны быть поняты в верном контексте и разрешены. Существуют важные разногласия между США и Россией. США не нравится то, что Путин позволил Эдварду Сноудену остаться в России. России не нравится, что Конгресс США принял печально известный акт Магнитского. Далее, США не нравится известный российский закон о некоммерческих организациях. Ни одна из этих проблем не отражает фундаментальных интересов России или США, но они создают атмосферу, в которой оказываются приглушены действительно фундаментальные сферы сотрудничества, такие, как стратегические переговоры по вооружениям и война с исламистским терроризмом, который представляет серьезную опасность как для США, так и для России.
Конечно, существуют также и разногласия между США и Россией по поводу будущего Сирии. Необходимо более серьезно поддерживать диалог между США и Россией по сирийскому вопросу отдельно от иных пунктов повестки дня. Я думаю, в США недостаточно хорошо понимают важность двусторонних отношений с Россией. Это критически важные отношения. Россию раздражает это непонимание. Тот факт, что США не готовы сотрудничать с Россией по ряду направлений всерьез, воспринимается Россией как глубокое оскорбление.
Также в Вашингтоне существуют группы давления, защищающие права человека и обращающие внимание на ситуацию с правами человека в России. Их обзоры превозносятся до небес американскими СМИ. Это порождает общую враждебность и недоверие к России со стороны правящих кругов и населения США. Необходимо урегулировать эти вопросы. Необходим прямой диалог двух сторон. К сожалению, в настоящий момент мы этого не видим.
- Как бы вы прокомментировали тенденции взаимоотношений США и стран Южного Кавказа?
- Я могу прокомментировать только общие тренды без конкретных деталей. Это крайне важный и сложный регион. Я думаю, что США взяли на себя слишком много обязательств в Грузии, и, принимая во внимание внутренние конфликты и потенциальную нестабильность в Грузии, существует большая опасность, что конфликты, которые должны были быть исключительно локальными и управляемыми, могут распространиться в регионе и стать предметом раздора между Москвой и Вашингтоном. Это ухудшит ситуацию. Этого не должно случиться. Одно это – уже достаточная причина, чтобы президент Обама и президент Путин еще раз обдумали решение американского президента об отмене визита в Россию. Это серьезная ошибка.
В Азербайджане и Армении мы видим иную ситуацию: США все больше поддерживает Азербайджан, в то время как Россия продолжает оказывать поддержку Армении, своему союзнику по ОДКБ. Эта позиция вряд ли изменится, однако США и Россия, две ядерные сверхдержавы, должны быть готовы говорить об этих проблемах между собой. Президент Обама только что установил очень плодотворный двусторонний диалог с президентом Китая на саммите в Калифорнии. Но президент должен признать, что отношения с Россией как минимум столь же важны, а я полагаю, что более важны, чем отношения с Китаем. Я думаю, что США не стоит сосредотачиваться только на одной главной задаче. США и Китай признали важность двусторонних отношений между собой, но они забыли о том, что двусторонние отношения между США и Россией, я бы сказал, более важны.
- Какова позиция США по поводу карабахского конфликта, и какими вам видятся возможные пути его решения?
- Не думаю, что в ближайшей перспективе здесь произойдут какие-то значительные изменения. США остаются приверженными концепции мирного решения карабахского конфликта. Дипломатические действия США на этом поприще выражаются в сотрудничестве с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Из-за характера, присущего этому конфликту, Москва и Вашингтон не могут выйти из определенных рамок. Ни одна страна не может попытаться решить конфликт, не сотрудничая с другими государствами. Скорее, это аналог арабо-израильского конфликта. В обоих случаях, не может быть позитивного решения конфликта только для одной его стороны, в данном случае – для азербайджанцев или армян. Но сверхдержавы должны сотрудничать для того, чтобы создать позитивную дипломатическую среду и улучшить условия сотрудничества для обеих сторон конфликта. Такой же подход, думаю, был бы желателен по сирийскому конфликту, в котором Россия поддерживает президента Асада, а на президента Обаму оказывается давление, которому он не может полностью сопротивляться, в отношении усиления поддержки сирийских повстанцев Западом. Я думаю, что для супердержав критически важно сотрудничать и видеть возможность общего подхода, к которому сейчас прийти не удается, а также признавать и регулировать различия в подходах.
- Вы могли бы прокомментировать позицию США по поводу Южной Осетии и ситуации вокруг нее?
- Думаю, что США должны уделять больше внимания этой ситуации, потому что это крайне малый и локальный конфликт, но он может разрастись и стать серьезной причиной разногласий между США и Россией. США никогда не были заинтересованы во влиянии на грузинское правительство. В 1990-х сотрудничество с Грузией стало значительно более тесным, когда Джордж Буш-младший устанавливал русло национальных интересов США; проблема стала менее острой при Обаме, однако она по-прежнему важна. Ключевым моментом, по моему мнению, остается повышение уровня двустороннего диалога между США и Россией. И, я думаю, очень важно создание новых механизмов двустороннего диалога на дипломатическом уровне, на уровне госсекретаря США и министра иностранных дел России, на президентском уровне и уровне премьер-министров. Нам необходимы институциональные механизмы двустороннего диалога с более четкой структурой для сотрудничества двух государств, чем мы имеем в настоящее время.
Справка «Вестника Кавказа»
Мартин Сифф - главный аналитик по глобальным вопросам «The Globalist», ведет блог для Fox News Channel, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии в сфере международной журналистики, автор книг "Политнекорректный гид по Ближнему Востоку", "Меняющиеся супердержавы: отношения между США, Китаем и Индией в XXI веке" и ожидающих издания книг "Циклы перемен: Эры политической истории США" и "Война и мир в XXI веке".