Каждый житель Северного Кавказа имеет право на суд присяжных - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаПраво на суд присяжных - это вопрос конституционной, территориальной и правовой целостности России, а значит, любой житель СКФО имеет основания ходатайствовать о рассмотрении своего дела судом присяжных, даже если реализация этого процесса может сталкиваться с определёнными трудностями - так заявили эксперты-правоведы сегодняшнего круглого стола "Нужны ли суды присяжных в современной России?", которых "Вестник Кавказа" попросил рассказать о практике подобных судов на Кавказе. На вопросы корреспондентов агентства отвечали эксперт Московского бюро по правам человека, директор агентства правовой информации "Человек и закон" Борис Пантелеев и адвокат Московской коллегии адвокатов Анна Ставицкая.
Борис Пантелеев сообщил, что судебный департамент при Верховном суде РФ особое внимание уделяет тому, чтобы суд присяжных полноценно функционировал на всей территории, в том числе, на Северном Кавказе, однако здесь существует ряд сложностей. "Это и национальные, и клановые вопросы, и проблемы, связанные с военными действиями, последствиями военных действий. То есть здесь вопрос безопасности, вопрос информационного освещения этих процессов, вопрос подбора заседателей приобретает особую щепетильность. Готовятся эти процессы гораздо дольше. Мы знаем, что порой это связано даже с тем, что нужно строить специальные здания, охраняемые помещения, переходы, укреплённые пункты, места для проживания заседателей", - пояснил Пантелеев проблемы суда присяжных на Кавказе
"Это вопрос повышенной важности, но он политически важен: жители этого региона не должны чувствовать себя оторванными от "большой земли", поражёнными в правах. Об этом высказывался неоднократно Конституционный суд, что наличие права на суд присяжных на всей территории РФ является вопросом конституционной целостности, территориальной целостности и правовой целостности. Поэтому каждый человек, проживающий на Северном Кавказе, который попадает под действие уголовно-процессуальной статьи, дающей право на суд присяжных, имеет возможность ходатайствовать об этом. И он может этим воспользоваться", - подчеркнул эксперт.
Анна Ставицкая, в свою очередь, рассказала о примере из собственной работы по суду присяжных в Чечне, ярко иллюстрирующем тот факт, что на самом деле судебная практика сейчас проводится в нарушение положения о праве на суд присяжных на всей территории России.
"Я писала жалобу в Европейский суд по делу Сергея Аракчеева, который обвинялся в убийстве мирных граждан Чечни во время военных действий в Чечне. И он был дважды оправдан судом присяжных, и присяжные установили его алиби. Однако Конституционный суд принял постановление о том, что не соответствует Конституции рассмотрение дела судом присяжных в отношении преступлений, которые совершены были на территории Чечни. На тот момент и сейчас на территории Чечни отсутствует суд присяжных, и дела, которые связаны с преступлениями на территории Чечни, рассматриваются на территории других субъектов федерации. Конституционный суд пришёл к выводу, что тем самым нарушаются права чеченских граждан быть присяжными заседателями. Соответственно, в том случае, если какие-либо преступления, подсудные суду присяжных, происходят на территории Чечни, то они судом присяжных рассматриваться не могут. Дело Аракчеева было направлено в третий состав суда, который уже рассматривался тремя профессиональными судьями, и Аракчеев был признан виновным, и было назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы", - изложила события Ставицкая.
Пантелеев в свете проблем с судами присяжных предложил возвращать доверие населения к судам с детства. "Мы знаем, что есть программы экскурсий детсадовцев, встреч с судьями. Раньше это было. Ведь целый комплекс был мероприятий, когда судьи выходили в народ, проводили выездные заседания, проводили встречи с общественностью, читали лекции по линии обществознания, просто отвечали на вопросы о тех или иных жизненных сложных ситуациях. Это был непосредственный контакт с народом, когда судья воспринимал реальную ситуацию", - напомнил Пантелеев прежнюю практику.
"Сейчас они очень высокооплачиваемые, очень замкнутые, очень загруженные, порой перегруженные работой. Они даже не ведут личного приёма населения, не видят те боль и страдания, с которыми граждане приходят к ним, пытаясь разрешить какую-то конфликтную ситуацию. Этот барьер должен быть разрушен, и надо начинать как с населения, когда детей на экскурсии водят в суд и показывают, что это единственное место, где цивилизованно может быть разрешена любая конфликтная ситуация, площадка, где нужно спорить, нужно доказывать свою правоту, но делать это по определенным правилам. Тогда человек поймёт, что ему есть, куда пойти, а не обязательно хвататься за кинжал, чтобы решать вопросы "по понятиям", по каким-то законам гор, которые, к сожалению, сегодня превалируют во многих регионах над писаным правом", - подчеркнул эксперт.