Константин Симонов: в России не будет катастрофы в связи с ростом цен на бензин
Читать на сайте Вестник КавказаВ прошлом месяце была обнародована тревожная статистика роста оптовых цен на нефтепродукты в России по сообщению Российского топливного союза, всего за один летний месяц они взлетели более чем на 20%. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал "Вестнику Кавказа" о том, чем может быть обусловлен подобный взрывной рост цен и как это скажется на конечных потребителях нефтепродуктов в России.
Симонов в первую очередь подчеркнул, что ситуация сложная и комплексная, отметив, что в кои-то веки стало заметно, что ситуация на внутреннем нефтяном рынке столь же неспокойная, как и на газовом. "Рост цен на энергоносители вещь действительно довольно любопытная, потому что у нас с 1 июля произошёл рост тарифов на газ на 15%, и также выросли цены на бензин. Это интересно, потому что у нас очень многие считают, что рост, скажем, цен на газ связан со структурой газовой отрасли, где есть одна доминирующая компания, а в нефтяной у нас есть конкуренция, и там цены не растут", - пояснил эксперт.
По словам Симонова, нельзя забывать о сохраняющейся разнице между российскими ценами на тот же газ и ценами в Европе. "Эта разница, так или иначе, всё равно толкает стоимость на энергоносители вверх. Скажем, не секрет, что стоимость газа в России даже после поднятия цен всё равно составляет $110-120 за тысячу кубометров. Хотя, скажем, если мы возьмём физических лиц в Европе, цены во многих странах составляют $700-800, а то и выше. То есть в этом плане паритет цен всё равно существует. Это не означает, что у нас цены должны быть такими же как в Европе, но этот фактор тоже надо учитывать", - сказал директор ФНЭБ.
Если же теперь посмотреть на нефтяной рынок, то окажется, что при той же разнице в ценах нефтяной куда менее подлежит регуляции, чем газовый "там нельзя сказать: цена на бензин будет вот такой". К тому же, обратил внимание Симонов, сырую нефть по-прежнему выгоднее поставлять, чем перерабатывать, одновременно, компании хотят отбить деньги, вложенные в нефтепереработку. Также рост цен связан и с платой за экологию в России запрещён дешёвый стандарт "Евро-2", а за новое качество необходимо платить.
Последствия, между тем, катастрофическими не будут, заверил эксперт. "Не забывайте, что нефтегазовый комплекс даёт половину, как минимум, прямых доходов государственного бюджета. В этом плане просто надо понимать, что да, где-то мы теряем. Например, мы больше платим за газ, но при этом наше государство богатеет, и эти деньги возвращаются, в том числе, в карман налогоплательщиков. Мы очень эмоционально, естественно, реагируем на рост, скажем, тарифов на газ или рост цен на бензин, но не забывайте, что бензин это акцизы, они тоже попадают в бюджет. И в этом плане эти деньги все равно возвращаются в наши карманы, пусть и не напрямую. Надо понимать, что энергоносители это товар, востребованный в современном мире, дешёвым он никогда не будет, и помнить, что у нас бензин намного дешевле, чем в Европе и даже в Украине", - призвал население России не паниковать Симонов.
Напомним, что, по сообщению "Ведомостей", на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 19 июля тонна Аи-92 стоила 33 510 рублей, тонна Аи-95 - 35 379 рублей, а 26 июля тонна Аи-92 стоила уже 35 100 рублей (Ярославский НПЗ), тонна Аи-95 - 37 500 рублей (Киришский НПЗ). Несмотря на рекомендацию Минэнерго не экспортировать бензин и рост экспортной пошлины на нефть на 2,9%, экспорт продолжился в начале августа по нарастающей, в связи с чем за первую неделю месяца в одной только Москве бензин Аи-92 подорожал в среднем на 44 копейки за литр до 29,63 рублей, а Аи-95 на 47 копеек до 32,6 рублей за литр. Дизтопливо также выросло за неделю в цене: на 13 копеек до 33,22 рубля.