Душитель российской экономики

Читать на сайте Вестник Кавказа

Стоимость автомобильного топлива на биржевых площадках России поднялась в среднем на 6–7 рублей за литр. Дизельное топливо и бензин на АЗС также вскоре подорожают. Эксперты называют ситуацию критической, причем критической не только на топливном рынке, но и в целом в экономике. Высокая цена на бензин становится одной из основных причин рецессии, в которую может погрузиться российская экономика.

«Пока розничные цены на бензин и дизельное топливо растут не так, чтобы быстро, - говорит руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Кудрин. - У меня есть данные Росстата, который только-только начал отлавливать рост буквально на какие-то десятки копеек. Хотя в предыдущие годы рост цен был довольно значительный. Допустим, в 2012 году, если посмотреть на статистику, окажется, что в августе-сентябре рост цен на 95 бензин составил около 2 рублей в аналогичный сезон и больше рубля на дизельное топливо. Словом, это не является чем-то необыкновенным для данного сезона.
Сейчас существенно выросли биржевые цены на нефтепродукты. В частности на санкт-петербургской товарной сырьевой бирже зафиксирован рост цен на 92 и 95 бензины в последние недели примерно на 6 рублей, что, конечно, является серьезным сигналом к тому, чтобы цены в розницу тоже пошли наверх. Эксперты называют совокупность факторов, лежащих в основе этого явления. Это и закрытие, или подготовка к закрытию, на ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Это и некоторый рост цен на нефть, который наблюдается на мировых рынках. Цена на бренд Urals немного повысилась в последнее время, в частности в связи с беспорядками в Египте. Хотя на российском розничном рынке изменение цены на нефть сказывается не очень сильно. Скорее роль играют внутренние факторы».

Говоря о том, как рост биржевых цен может сказаться на розничных, Кудрин заявил: «По опыту прошлого года, когда оптовые цены на 95 бензин на бирже выросли на 5 рублей, розничные цены выросли примерно на 1,5 рубля. На 92, когда оптовые цены выросли на 3 рубля, розничные выросли на один. Одним из факторов повышения цен является также очередное повышение акцизов. В 2012 году по сравнению с 2011 доля акцизов в цене 92 бензина возросла с 10,3% до 13,8%, в то время как доля прибыли добывающего и перерабатывающего звена снизилась, и снизилась доля прибыли организаций розничной торговли».

«У нас 30-31 рубль цена на бензин, а если правильно считать по экономической науке, то если сравнивать с Соединенными Штатами, у нас цена бензина должна быть 17-19 рублей, - считает первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин. - Справедливая цена на бензин в России не должна превышать 19 рублей. Сверхвысокая цена, включая другие энергоносители и электроэнергию, душит нашу экономику. Поэтому и роста нет экономического».
Высокая налоговая ставка в районе 60%, заставляет топливные монополии повышать цены на энергоносители и покрывать неустойку за счет конечных потребителей. Это по цепочке влечет обнищание всех отраслей экономики.