Кому выгоден раскол Абхазской православной церкви

Читать на сайте Вестник Кавказа

На днях абхазская газета «Единая Абхазия» опубликовала статью бывшего премьера республики, юриста Анри Джергения, который дал личную и правовую оценку происходящего вокруг Абхазской православной церкви. «Вестник Кавказа» публикует статью в несколько сокращенном варианте.

Чем больше мы отдаляемся от нашего недавнего прошлого - периода борьбы за независимость Абхазии - тем чаще возникает вопрос: а нужно ли было поднимать народ на неравную кровопролитную воину, если происходящие в нашей стране" процессы могут вернуть его к ситуации, в которой он до этого находился, к превращению в бесправное, зависимое меньшинство? Внешне все выглядит вроде бы неплохо. Мы имеем независимое государство, признанное субъектом международного права Великой Россией, Венесуэлой, Никарагуа и другими государствами.
Но это не означает, что вопрос нашего суверенитета решен окончательно и бесповоротно.

Государство может быть уверенно в неизменности своего статуса, когда оно станет экономически и политически самодостаточным или реально развиваться в этом направлении, а также, когда демографическая ситуация государствообразующей нации не вызывает опасений.
К сожалению, мы не можем утверждать, что хотя бы одно из названных условий в нашей стране целенаправленно реализуется.

Суть экономической стратегии нынешней власти сводится к гаданию - окажет ли нам Россия обещанную финансовую помощь или нет, и как ее выгодно использовать? Что же касается демографии, то власть сознательно или не сознательно проводит политику уменьшения удельного веса нашей нации. Это связано с незаконной выдачей паспортов возвратившимся беженцам и стимулированием неконтролируемого потока гастарбайтеров. И если развитие экономики без разумного и взаимовыгодного сотрудничества с Россией невозможно, то проблему демографии наша власть может регулировать самостоятельно.

О том, что демографическую ситуацию нужно решать как можно скорее, говорят и пишут многие. Но эти высказывания остаются только пожеланиями. Вместо того чтобы проблему демографии и других актуальных вопросов решать всем вместе - и власти, и, оппозиционным партиям, и всем, кто называет себя гражданским обществом, что называется, «всем миром», мы чуть ли не самой главной сделали церковную проблему. Весь интернет пестрит информацией о церковных спорах. В газетах появляется множество публикаций на эту тему, проводятся различные круглые столы, как апофеоз - сбор подписей в поддержку автокефалии абхазской церкви.

Неужели сборщики подписей не понимают находящейся на поверхности истины о том, что если мы не сможем сохранить независимость нашего государства, если оно не станет самодостаточным, то, как бы не называлась функционирующая на территории Абхазии церковь она не станет абхазской и, напротив, в экономически эффективном и политически независимом государстве любая церковь будет служить интересам абхазского государства. Подтверждением этому является вся мировая история.

Что же касается борьбы за автокефалию абхазской церкви, то каким бы привлекательными идеями он ни прикрывались, в ее основе лежит борьба между старшими и более молодыми поколениями абхазских священнослужителей. И пожалуй самым главным для молодых церковников в их противостоянии со старшими является владение и пользование наиболее доходным объектом в абхазской епархии - Новоафонским монастырем и распоряжение, поступающими в его казну, финансовыми потоками. И для достижения этой своей цели они готовы пойти на любой шаг, вплоть до раскола церкви, а порой, на совершение поступков, граничащих с уголовно-наказуемыми деяниями.
Подтверждением этому является направленное ими в апреле 2009 года Обращение святейшему Кириллу - патриарху Московскому и всея Руси. В вышеупомянутом обращении содержится верноподданническая идея о намерении абхазскаой епархии постепенно перейти в лоно Русской православной церкви, и нет никакого намека о намерении создать автокефальную церковь в Абхазии. Но эта часть Обращения написана для того, чтобы скрыть истинное намерение. А истинным намерением является просьба о подчинении отдельно от абхазской епархии Новоафонского монастыря Русской православной церкви. Это письмо подписали отец Дорофей, отец Палладий, иерей Долмат Гопия, Матфей Тужба и Никита Адлейба. Впоследствии, иереи Гопия, Адлейба и Тужба написали покаянное письмо, в котором отказались от своих подписей. В дальнейшем они поняли, что это письмо отцу Андрею и отцу Дорофею было нужно для получения архиерейских санов. Письмо было написано и отправлено тайно, без ведома абхазской церкви и ее временного главы - отца Виссариона (Аплиа). Этим самым подписавшие письмо сделали первую попытку раскола Абхазской церкви.

Не знаю, как это выглядит с церковно-канонической точки зрения, а с юридической - это является предложением изъять из ведения абхазской епархии имущество, которое находится в ее безвозмездном и бессрочном пользовании. Подобные действия содержат элемент уголовно-наказуемого деяния. Абхазская епархия является юридическим лицом, и речь шла о незаконном отчуждении находящегося в ее ведении имущества.

Не получив желаемого ответа отец Дорофей, отец Давид и отец Андрей затеяли более масштабную авантюру. Они самочинно захватили Новоафонский монастырь и перестали туда допускать служителей абхазской епархии. Видимо, тогда же возникла беспроигрышная в абхазском обществе идея об автокефалии Абхазской церкви.
Эта идея не могла не получить поддержки среди граждан Абхазии. Воспользовавшись этим, отец Дорофей, отец Андрей и отец Давид созвали в мае 2011 года в Новоафонском монастыре сход, названный ими «Церковно-народным собранием», на котором было принято решение о создании «Священной Митрополии Абхазии» - (СМА). Это решение стало фактически началом раскола Абхазской церкви.
Свои действия инициаторы раскола объяснили нежеланием абхазской епархии бороться за автокефалию нашей церкви. Трудно сказать, сами ли вышеназванные клирики решили реализовать свои намерения путем призыва к автокефалии или все-таки это было сделано подсказке Константинопольской и Элладской православных церквей, с которыми они находятся в тесной связи.

Некоторые действия Константинопольской и Элладской церквей можно расценить как скрытую поддержку раскольнической деятельности отца Дорофея, отца Андрея и отца Давида. Возможно, что патриарх Варфоломей с их помощью начал двойную игру.
С одной стороны, он принимает абхазских раскольников и ведет с ними какие-то переговоры.
Отец Дорофей и его сторонники пытаются представить переговоры на этой встрече как поддержку патриархом КПЦ в достижении автокефалии. В то же время в прессе была распространена информация от имени патриарха Варфоломея о том, что он признает Абхазскую церковь как каноническую часть грузинской церкви, находящейся под ее (грузинской церкви) юрисдикцией.
Несмотря на это отец Дорофей неоднократно совершает поездки в Константинополь и Грецию, после которых распространяются слухи о том, что в ближайшее время будет принято решение об автокефалии Абхазской церкви. Прошел год, прошел другой, но никаких решений не принималось. Видимо у отца Дорофея и его соратников никаких конкретных договоренностей не было. При этом следует отметить, что четкого механизма предоставления автокефалии той или иной церкви не имеется.

Этот вопрос может решиться только при достижении договоренностей всеми православными церквями.
Несомненно, это знают отец Дорофей, отец Андрей и отец Давид, поэтому они постоянно заявляют о различных способах решения этой проблемы.
Так родилась идея об обращении Парламента РА к патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии. Это обращение подписали 25 депутатов. Чем закончилась эта акция - неизвестно. Затем возникла идея анкетирования граждан Абхазии в поддержку автокефалии. Нельзя не отметить, что это анкетирование носит откровенно антироссийский характер. Из текста анкеты вытекает, что только грузинская и русская церкви выступают против нашей автокефалии. Неизвестно чем обусловлена уверенность, что другие церкви могут поддержать автокефалию АПЦ.

А в сознании граждан Абхазии остается одно, что РПЦ против независимости нашей церкви. И как бы ни мотивировали свои действия авторы опросника, цель его – вбить клин между АПЦ и РПЦ, между Россией и Абхазией.

Наверное, стоит задуматься, что мешает РПЦ, тесно и согласованно действующей на международной арене с Российским государством, первым признавшим нашу независимость, поддержать автокефалию Абхазской церкви. Видимо, на это есть объективные причины.
Как уже было сказано, в Абхазии происходит анкетирование. По информации инициаторов, за автокефалию АПЦ высказались около 70 тыс. граждан.
В своих публичных выступлениях инициаторы опроса угрожают не подписавшим гражданам признанием их врагами народа. Но дело в том, что неподписавшие не против автокефалии. Просто они не верят, что эти подписи сыграют какую-то роль. В цивилизованном обществе такого рода угрозы и заявления называются - «охотой на ведьм».
Но, так или иначе, подписи собраны. Согласно дальнейшим планам авторов вопросника на сентябрь сего года запланировано «Собрание православного народа Абхазии». Нет сомнения, что на нем будет принято обращение, вероятнее всего, к патриарху Константинопольскому от имени абхазского народа о предоставлении автокефалии. Непонятно, что будет происходить дальше. Четкого механизма решения этой проблемы нет….

Допустим, планируемый на сентябрь сход обратится (правда, пока неизвестно к кому) с просьбой об автокефалии АПЦ. Возникает еще один вопрос - какой из церквей предоставлять автокефалию? Таким образом, отец Дорофей и иже с ним, своими раскольническими действиями загнали в тупик вопрос об автокефалии АПЦ…

Видимо заигрывания патриарха Варфоломея с абхазскими раскольниками обеспокоили грузинскую церковь. Поэтому в течение короткого времени состоялись две встречи Грузинской и Константинопольской церквей на высшем уровне. Публичной информации от имени патриарха Варфоломея не появилось. Но представители Грузинской церкви, со ссылкой на Варфоломея, через прессу проинформировали, что патриарх Константинопольский подтвердил свои прежние заявления о том, что Абхазская епархия является частью Грузинской церкви. Думаю, что это соответствует официальной позиции патриарха Варфоломея. Вряд ли клирики Грузинской церкви публично дадут ложную информацию, во всяком случае, патриарх Константинопольский информацию грузинских священнослужителей не опроверг.

В итоге в этой ситуации всех переиграл бывший сотрудник спецслужб, члена НАТО Турции, а ныне патриарх Варфоломей. Заявляя о приверженности к единству Грузинской церкви, он использовал абхазских клириков и организовал раскол Абхазской церкви, подчинив их своему влиянию. Его расчет строится на том, что церковный раскол объективно будет вести к расколу абхазского общества. Это то, о чем моли мечтать западные и, в первую очередь, американские спецслужбы, являющиеся противникам независимости Абхазии.

Церковная проблема в условиях Абхазии превратилась в своего рода «троянского коня». До тех пор пока граждане Абхазии не поймут этого, опасность разрушения нашего государства изнутри будет сохраняться.