Роберт Тивьяев: «В Дагестане есть силы, которым не по душе шаги Абулатипова»
Читать на сайте Вестник КавказаВ госпитале израильского города Петах-Тиква продолжает находиться раненный в результате покушения в дагестанском Дербенте раввин Овадья Исаков. Об этом нехарактерном для Кавказа преступлении корреспондент «Вестника Кавказа» побеседовал с председателем правления Всеизраильского объединения горских евреев Робертом Тивьяевым.
- Происшедшее в Дербенте – это первое на моей памяти, а может и за всю историю Дагестана покушение на раввина. Как человек, проживший большую часть жизни на Кавказе, где веками живут бок о бок десятки народов, могу заверить, что там всегда были сильно развиты традиции интернациональной дружбы и веротерпимости – словом, всего того, что сегодня принято называть толерантностью. Священнослужители же, независимо от того, к какой религии они принадлежат, испокон веков пользовались в Дагестане особым уважением, и поднять на них руку считалось и считается тем преступлением, которому нет прощения. Поэтому версия о том, что покушение на раввина Овадью Исакова было совершено исламским фанатиком исключительно на почве религиозной ненависти, кажется мне сомнительной. Все, возможно, куда сложнее.
- Но тогда как вы объясняете мотивы этого преступления?
- Мне кажется, что те, кто стрелял в рава Исакова, хотели нанести удар по усилиям федеральных властей и недавно назначенного врио президента Дагестана Рамазана Абулатипова стабилизировать ситуацию в республике и дать новый импульс ее развитию. Не секрет, что в Дагестане есть силы, которым не по душе последние позитивные шаги Абулатипова в этом направлении. Они заинтересованы в том, чтобы обострить криминальную ситуацию в Дагестане, разжечь межнациональную и религиозную рознь, нанести удар по еврейской общине, а заодно и все укрепляющимся связям Дагестана с Израилем – короче, сделать все, чтобы сорвать начавшийся процесс нормализации жизни. В связи с этим я верю в искренность заявлений дагестанских властей о том, что они полны решимости найти и наказать тех, кто посмел стрелять в раввина – это и в самом деле в их интересах.
- Как вы относитесь к версии, что это нападение могло быть совершено на криминальной почве?
- Хотите совсем откровенно?! Если это и так, то тогда сами криминальные авторитеты Дагестана найдут и сведут счеты со стрелявшим или стрелявшими в рава Исакова, ибо, как я уже сказал, на Кавказе даже с точки зрения представителей преступного мира, стрелявшие в священнослужителя люди переступили черту, за которую переступать никому не позволено. Но не будем заниматься домыслами. Я верю в то, что нынешнее руководство Дагестана сделает в данном случае все для торжества власти закона.
- Как вообще живет сегодня еврейская община Дагестана?
- К сожалению, республика продолжает переживать непростые времена, и это отражается на различных сторонах жизни всех ее жителей, включая евреев. Вместе с тем мы никак не можем упрекнуть власти Дагестана в том, что они чинят какие-либо препятствия евреям в реализации их права на свободу вероисповедания и развитие национальной культуры. Скорее наоборот: все шаги в этом направлении получают поддержку республиканского руководства. Во всех крупных городах Дагестана действуют синагоги, еврейские школы, бурлит еврейская общественная жизнь, хотя, разумеется, за последние десятилетия численность евреев в этой республике сильно уменьшилось. Возвращаясь к своему личному опыту общественной деятельности до репатриации в Израиль в 1994 году, я не могу не вспомнить, что поддержку нашей еврейской организации оказывали тогда представители самых разных живущих в Дагестане народов и слоев общества, бывшие, разумеется, в большинстве своем мусульманами по вероисповеданию. И я до сих пор искренне благодарен за это моим бывшим землякам.