Чем для археологии закончилось правление Мурси
Читать на сайте Вестник КавказаПроисходящее в последние годы в Египте сводит с ума египтологов. Страна колоссальной многотысячелетней культуры, знаменитая своими памятниками во всем мире, столкнулась с ситуацией, когда после первых событий египетской революции в 2011 году, уникальные памятники древности по всей долине Нила оказались не защищенными от человека. О том, как египтяне отстояли свою культуру, рассказывает действительный член Международной Ассоциации египтологов Виктор Солкин.
«Первые события, связанные с пропажей памятников из Египетского музея в Каире, очень быстро были остановлены. Остановила грабителей не власть, не министерство, не полиция, а простые египетские ребята и девчонки, студенты, аспиранты, молодые инспекторы Высшего совета по древностям, которые просто взялись за руки и трое суток держали круговую оборону Египетского музея в Каире, национального храма бога Амона в Карнаке, Александрийской библиотеки. Сто человек стояли с каждой стороны карнакского храма и использовали поддержку религиозных деятелей для того, чтобы с минаретов, с соседних мечетей оповещать друг друга о тех зонах, где появлялись грабители. Грабители были как раз полицейскими, что еще раз подтвердило совершенно особый характер египетского народа, который спасал свои древности, свою историю, свою культуру вне зависимости от решения власти», - говорит Солкин.
По его словам, ситуация казалась стабильной, и в руководство Министерства по делам древностей вошел очень известный археолог Мухаммед Ибрагим, но сразу после начала правления господина Мухаммеда Мурси был привлечен к управлению древностями новый министр Ахмед Эйса, который был представителем движения «Братьев-мусульман».
Тогда местные жители стали захватывать земли около пирамид под предлогом сооружения кладбищ, обосновывая это тем, что кладбищ не хватает. На самом деле речь шла о нелегальных археологических раскопках, которые начаты были под этими сооруженными временными кладбищами. В итоге несколько молодых инспекторов зоны Дахшур вынужден были обратиться непосредственно к армии, к руководству военных, которое вошло на территорию археологической зоны для того, чтобы предотвратить дальнейшее расхищение этих уникальных памятников.
На днях представители местной мафии, вооружившись не просто лопатами, а подогнав бульдозеры, стали просто зачищать территорию храма Рамзеса III для того, чтобы построить там новые здания коммерческого торгового центра. Остановили это опять же молодые инспекторы, которые просто легли на поле и не позволили тракторам просто двинуться дальше.
Совсем страшный пример, который, тем не менее, все равно внутри себя содержит посыл того, что египтяне хотят сохранить свое прошлое, относятся к этому с особым вниманием. Район Фаюмского оазиса, некрополь Абусир-эль-Мелек – это некрополь, который был основан еще до создания государства фараонов в 32 в. до н.э. и просуществовал до 7 в. н.э. То есть он захватывает в себя всю историю существования Египта – фараонов, христианского Египта и входит в начало эпохи мусульманского владычества в Египте. В некрополе Абусир-эль-Мелек были разоренные мумии, и некрополь потерял свой исторический контекст, а ведь это предметы, из которых можно было бы сложить фактически всю историю древнеегипетской цивилизации в отдельно взятом районе.
Моника Ханна, молодая египтолог, сотрудница Американского университета в Каире, организовала по всей стране круг молодых инспекторов, археологов, историков, которые занимались мониторингом ситуации в отрасли, связанной с древностями. Госпожа Ханна неоднократно получала угрозы в свой адрес от тех людей, которые разворовывают археологические древности. Но тем не менее, процесс ей удалось остановить. Моника Ханна не одна. Фактически в каждом городе, в каждом селении, в каждом каком-то локальном центре Египта поднялась группа молодежи, которые объединились сами, через Facebook, минуя министерство, и по сути спасли ситуацию в начале правления Мурси, который был абсолютно не заинтересован в каком-либо спасении египетских древностей.
После этих событий министр по делам древности Ахмед Эйса был отстранен от своей должности. Министра Мухаммеда Ибрагима вернули на его место. Уже объявлено о трех важных проектах, которые еще раз показывают, что и в деле сохранения древностей Египет пошел заново вперед.
Первое. Это подтверждение даты 2015 года, когда откроется Великий музей в Гизе. Он построен, он готов, уже работают и реставрационные мастерские, и туда медленно перевозятся памятники из Египетского музея на площади Тахрир, идет отделка помещений.
Второе. Это Национальный музей египетской цивилизации в Фустате, в старом Каире, который объединит в себе экспозицию памятников Древнего Египта, христианского Египта, мусульманского Египта, Египта сегодняшних дней. Он так же откроется в 2015 году.
Третье. Были выделены деньги на все археологические зоны, которые пострадали, чтобы они были подвержены хотя бы первичной консервации и по спасены для грядущих поколений.
«Иракский музей в Багдаде, Ливия, Тунис, Сирия... Египет был единственной страной, где люди вышли, взявшись за руки, для того, чтобы защитить карнакский храм. Это, на мой взгляд, самый лучший показатель того, что позволяет нам говорить о прекрасном будущем этой страны, в том числе в вопросах культурного диалога и сохранении памятников культурного наследия», - считает Виктор Солкин.