Мухаммад Асиф Нур: «"Тигр Кавказа" интересен Пакистану с точки зрения совместных инициатив»
Читать на сайте Вестник КавказаПакистан и Азербайджан не имеют общей границы, но в последние 20 лет поддерживают теплые отношения, характеризующиеся общими взглядами по основным глобальным и региональным вопросам. Чем вызвана такая общность интересов, «Вестнику Кавказа» рассказал основатель и директор Института мира и дипломатии (IPD) Мухаммад Асиф Нур.
- Как вы оцениваете пакистано-азербайджанские отношения и политику Пакистана на Южном Кавказе?
- Азербайджан и Пакистан – две братские мусульманские страны с уникальной общностью исторического, религиозного и политического характера. Их отношения уходят корнями во времена, когда обе страны были частью Персидской империи. Пакистан (вторым после Турции) признал независимость Азербайджана в 1991 году, и страны установили дипломатические отношения в 1992 году. Пакистан был одной из первых стран, открывшей свое посольство в столице Азербайджана Баку. После установления официальных дипломатических отношений отношения укреплялись. Обе страны выстроили глубокие и близкие братские связи, которые с тех пор становятся все более прочными. Руководство и народ обеих стран чувствуют себя ближе друг к другу. Пакистанский народ хорошо понимает боль азербайджанского народа и страдания народа Нагорного Карабаха, потому что мы сами с момента создания страны в 1947 году постоянно сталкиваемся с кровопролитием в Кашмире. Азербайджан поддерживает позицию Пакистана по вопросу Кашмира, а Пакистан поддерживает позицию Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха.
Оба государства поощряют взаимные инвестиции. Пакистан внимательно смотрит на Южный Кавказ с перспективой совместных энергетических проектов. Азербайджан, будучи "Тигром Кавказа" с точки зрения экономического и политического развития, предоставляет Пакистану возможность принять участие во взаимовыгодных совместных инициативах.
- Каким вам видится своевременное положение Азербайджана?
- После обретения независимости в 1991 году, когда Азербайджан стал независимой республикой, он столкнулся с серьезными проблемами на нескольких фронтах. Под дальновидным руководством Гейдара Алиева страна начала новую жизнь. С населением 9 миллионов человек Азербайджан быстро движется по пути экономического и политического развития. Азербайджан сталкивается с некоторыми из самых серьезных политических и экономических проблем, которые коренятся в региональных конфликтах, а также во взаимодействии различных геополитических сил в регионе. Обладая обширными запасами нефти и газа в сочетании с замечательным географическим положением на стыке Азии, Европы и Ближнего Востока, Азербайджан является точкой опоры мира и стабильности в регионе. Первые годы его независимости были непростыми, но Гейдар Алиев хорошо понимал, что нефтяные и газовые ресурсы страну могут стать ключом в обеспечении успешного экономического развития. Дальновидный лидер обеспечил участие крупных держав в инвестиционных проектах и разведке нефти Азербайджана, создавая таким образом взаимовыгодные отношения со странами Европы, Россией, Турцией и США. В Азербайджане был создан мощный промышленный потенциал путем формирования широкого партнерства с компаниями ведущих государств. Теперь Азербайджан стал стабильным и процветающим государством, у него ясная и независимая внешняя политика. Действующий президент Ильхам Алиев хочет превратить страну в одну из ведущих экономик быстро развивающихся стран мира. Стратегические валютные резервы страны за последние несколько лет выросли в 23 раза.
- На ваш взгляд, адекватна ли политика Ильхама Алиева сегодняшним реалиям?
- Продолжатель великого наследия своего отца Ильхам Алиев на посту президента Азербайджана проводит разностороннюю политику и обладает четким представлением о том, каким будет внешне- и внутреннеполитическое развитие Азербайджана. Его цели - лучше представлять Азербайджан в мире, обеспечить его независимость и территориальную целостность в соответствии с международными правовыми нормами, наладить взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, укрепить позиции страны на международном уровне, а также обеспечить поддержку науки и культуры. Азербайджан занял престижное место в Совете безопасности ООН в качестве непостоянного члена именно благодаря успешной дипломатии президента Алиева.
На внутреннем фронте президент Алиев сделал все возможное, чтобы прогресс был ощутим для всех слоев общества. Государство приняло меры для создания рабочих мест в нефтяном и иных секторах, в производстве и строительстве. Для обеспечения дальнейшего развития страны было обеспечено создание новой современной социальной инфраструктуры, стало возможным, в том числе, строительство новых образовательных и спортивных сооружений, учреждений здравоохранения, которые легли в основу общего устойчивого развития общества и страны. Наряду с этим, государство приняло все возможные меры для решения социальных проблем, для чего была выстроена система социального обеспечения, включая рост зарплат и быстрое преобразование пенсионной системы в соответствии с передовыми международными стандартами. По данным программы развития ООН, по развитию человеческого потенциала еще в 2010 году Азербайджан перешел из группы стран со "средним человеческим потенциалом” в группу с "высоким уровнем развития человеческого потенциала”.
- Каковы, на ваш взгляд, экономические и политические перспективы Азербайджана?
- Участие в Совбезе ООН в качестве непостоянного члена – большое достижение, так как одобрение 155 государствами присутствия Азербайджана в Совбезе укрепляет государственность. Азербайджан сегодня называют «Тигром Кавказа» за быстрый экономический рост, основанный на добыче нефти и развитии энергетического сектора. Президент Ильхам Алиев продолжает играть ключевую и незаменимую роль в сохранении страны единой, независимой и плавно идущей по пути экономического развития.
- Каков ваш подход к решению конфликта в Нагорном Карабахе?
- Конфликт в Нагорном Карабахе имеет исторический аспект, который восходит ко временам сталинской эпохи и коммунистического имперского управления этими территориями. «Перестройка» и окончание холодной войны породили различные конфликты в регионе, среди которых территориальный спор между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, который был необоснованно оккупирован Арменией. Когда Азербайджан восстановил свою независимость, армянские войска оккупировали Нагорный Карабах и семь других районов Азербайджана. В 1993 году Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции под номерами 822, 853, 874 и 884, назвав Армению оккупационной силой в Карабахе и потребовав вывода армянских войск из Карабаха и других оккупированных районов. Неправомерная оккупация и зверства армянских войск вынудили миллионы этнических азербайджанцев укрыться в соседних регионах. В течение нескольких десятилетий этот Карабах оставался зоной военных действий. Международное сообщество в целом и Пакистан в частности всегда поддерживали Азербайджан в его позиции по Нагорному Карабаху.
Конфликты в Карабахе и в Кашмире похожи. Только выход из прежних узких рамок понимания конфликта способен привести к разрешению конфликтов подобного масштаба. Нагорно-карабахский конфликт Азербайджан предлагает урегулировать на основе того, чтобы территориальная целостность страны была восстановлена, и было обеспечено возвращение внутренних перемещенных лиц, миллиона азербайджанского населения, на их родные земли. Но Армения настаивает, что Нагорный Карабах принадлежит армянам. В Кашмире Пакистан делает все возможное по обеспечению устойчивого мира. Но из-за упрямства индийских элит конфликт до сих пор не решен, и никаких конкретных изменений не наблюдалось уже много лет.
Военные не всегда могут решить конфликт, они только приносят слезы и страдания. Сейчас нужно сказать "Все. Хватит!" конфликтам в Палестине, Афганистане, Кашмире или Нагорном Карабахе. Мы должны поднять голову, собраться и при участии международного сообщества положить конец страданиям людей.