Владимир Сажин: данные о новом ядерном объекте в Иране не могут быть ложью на 100%
Читать на сайте Вестник КавказаНа днях в Иране разгорелся новый ядерный скандал, когда оппозиционный Национальный совет иранского сопротивления заявил, что располагает информацией о строительстве на территории Исламской республики нового ядерного объекта в 10 км от города Демавенд. Официальные власти ответили на это заявление накануне: глава пресс-службы МИД Ирана Аббас Аракчи сообщил, что слова оппозиции не имеют с реальностью ничего общего. "Эта информация является ложной, мы её опровергаем", - сказал он.
"Вестник Кавказа" попросил прокомментировать это событие старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, политолога Владимира Сажина. Сажин отметил, что, хотя информация о строительстве объекта только неофициальная, в то время как официальные источники всё опровергают, есть одно настораживающее обстоятельство. "В 2002 году именно эта структура, а именно организация моджахедов иранского народа выяснила, что Иран проводит активные ядерные разработки, и именно они открыли ядерный объект, где, собственно, и происходят все действия по выполнению ядерной программы Ирана. С начала иранцы отрицали это, но потом под воздействием мировой общественности, когда два объекта были обнаружены разведкой различных стран, в том числе космической разведкой, были вынуждены согласиться, что такие работы проводятся. Надо сказать, что тогда это наделало много шума и положило начало ядерной проблеме Ирана, которой мы сегодня продолжаем заниматься уже больше 10 лет", - сказал он.
Разумеется, просто тоннели и залы в скалах ещё ни о чём не говорят, добавил эксперт: "может, они там хотят тушёнку хранить или молоко в идеальных условиях? Сейчас это доказать трудно, но факт очень настораживающий". Если же эти сведения подтвердятся, в международном масштабе последствия для Ирана будут катастрофическими. "Это будет говорить о том, что Иран действительно не выполняет не только требования Совета безопасности ООН, но и основополагающих документов МАГАТЭ. Это будет тогда большой скандал, тем более, что он может возникнуть на переломном этапе для внутренней политики, когда к власти в качестве президента придет уже новый президент Хасан Рухани, на приход которого на Западе и на Востоке возлагали большие надежды", - подчеркнул Сажин.
Сам Рухани вряд ли пострадает от скандала, так как, по данным оппозиции, объект начали строить в 2006 году, при Махмуде Ахмадинеджаде. Но с власти в целом ответственности это не снимет. "И новому правительству Ирана во главе с Рухани будет очень сложно восстановить отношения с МАГАТЭ и отношения с шестёркой международных посредников, которые введут переговоры с Ираном вот уже 10 лет. Это может быть удар по самому переговорному процессу и создаёт огромнейшие трудности для нового президента Ирана. Но это только в том случае, если этот объект действительно входит в структуру ядерного потенциала Ирана", - отметил эксперт.
При этом вариант ведения информационной войны против правительства Ирана маловероятен, считает Сажин. "Как-то слишком уж серьёзно. Если конкретно говорят место, конкретно говорят, что сделано. С другой стороны, хотя я и не специалист, мне кажется, что такие вещи не трудно проверить из космоса и отследить это, как было сделано в 2003 году. Понимаете, тут такая ситуация: или этот аспект есть, или его нет. Не стали бы моджахеды Ирана легко проверяемую ложь выпускать в СМИ. Значит, что-то есть. Хотя, ещё раз повторяю, это могут быть просто хранилища, склады для обычных боеприпасов либо продовольствия, поскольку в скалах постоянные температуры, что очень удобно. Поэтому есть много вариантов. Но я не думаю, что это стопроцентная ложь. Как говорится, дыма без огня не бывает", - заявил политолог.
Главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов не согласился с Сажиным в том, что касается информационной войны. "Мне кажется, вполне логично, что в канун переговоров МАГАТЭ и Тегерана начинается информационное поддавливание иранской стороны. Когда эта информация идёт со стороны анонимных иранских оппозиционных группировок, большая часть которых расположена в Европе или в тех странах Востока, которые негативно относятся к иранскому режиму, вне зависимости от Ахмадинеджада. Вероятнее всего за этой информацией нет ничего серьёзного, но она, конечно же, будет использована для давления на Иран", - отметил Власов.
Более того, по мнению главреда "ВК", это лишь начало нового этапа информационной кампании, которая должна привести, в конечном счёте, к тому, чтобы Рухани был более сговорчивым на переговорах с ООН, МАГАТЭ и шестёркой переговорщиков. "Никаких доказательств представлено не было. Но нужно понимать, что сейчас в западных СМИ начнётся новая волна публикаций, посвящённых нарушениям со стороны Ирана, даже тех, которые были согласованы ещё в Алма-Ате весной этого года с представителями международного сообщества. Так что это подитог президентских выборов в Иране. Ничего удивительного в этом нет", - подчеркнул эксперт.
Власов также обратил внимание на то, что сам факт наличия туннелей не говорит о том, что там предусмотрено нахождение технических помещений для размещения газовых центрифуг. "Я считаю, что перед тем как говорить о том, что этот объект является ядерным, нужно иметь серьёзные основания. Кроме этого, следует заметить, что в соответствии соглашением с МАГАТЭ о применении гарантий, которое в настоящее время действует, ядерными объектами на территории Ирана являются только те, которые Иран представляет как ядерные", - обратил внимание главред "ВК".
И с этой точки зрения добиться инспекции объекта, не заявленного как ядерный, который не заявлен Ираном как ядерный, очень сложно. "Я думаю, что можно, как минимум, провести анализ имеющейся информации, которая поступила, уяснить, действительно ли есть возможность, что этот объект используется в ядерных целях, только после этого, убедившись в достоверности полученной информации, можно ставить вопрос уже на уровне МАГАТЭ или Совета безопасности ООН. В противном случае может получиться такая ситуация, когда речь будет вестись о военном объекте, который не имеет прямого отношения к ядерной сфере. Поэтому я думаю, что пока преждевременно говорить о грубом нарушении Ираном соглашения с МАГАТЭ о применении гарантий, потому что информация неполная", - сказал Власов.
Также он подчеркнул, что вряд ли всё это имеет отношение к выборам президентом Ирана Хасана Рухани, инаугурация которого состоится 3 и 5 августа. "Если бы состоялась попытка поставить под удар президента Хасана Рухани, информация появился бы в августе после инаугурации. Кроме этого, надо понимать, что если какой-нибудь объект был бы выявлен, совершенно очевидно, что он создавался во время президента Махмуда Ахмадинежада и прямого отношения к Хасану Рухани этот объект иметь не может", - заметил эксперт.
Если же информация подтвердится, она станет основанием для новой резолюции Совбеза ООН с последующими санкциями. "Я думаю, что это создаст крайне сложные условия для нормализации и поиска путей решения иранского ядерного кризиса. И это осложнит поиск компромисса между Ираном и Западом. Мне бы очень хотелось надеяться, что этот объект не имеет отношения к ядерной сфере, потому что, в противном случае, те ожидания, которые имеются сейчас на Западе, во многом являются завышенными. Так вот, эти ожидания, по-видимому, могут перейти в обратную сторону, то есть на Западе начнут воспринимать Хасана Рухани, как человека, который продолжает курс Махмуда Ахмадинежада. И, в этом случае, говорить о каком-нибудь изменении отношений между Ираном и Западом вообще не придётся, и, по-видимому, это создаст условия для усугубления иранского ядерного кризиса", - выразил своё мнение Власов.