Сыны Ингушетии
Читать на сайте Вестник КавказаСкандальные инциденты со стрельбой на свадьбах в российских городах уже несколько месяцев обсуждаются в обществе, причем как в центральной России, так и на Северном Кавказе. Но такая стрельба – это не национальная традиция, а скорее пережиток шальных девяностых. В Ингушетии, например, тоже с этими шалостями борются. Существуют по настоящему древние обычаи и традиции, неукоснительное следование которым, помогло сохранить свою этническую принадлежность и передать ее другим поколениям. Например, свод неписанных правил ингушской этики «ГIалгIай эздел» - это образ жизни и образ мышления народа. Эздел – культура интеллигентности.
Уважительное отношение к старшим – один из столпов ингушской этики. Говоря о духовных ценностях своего народа, Юнус-Бек Евкуров на встрече с главой одного из бельгийских семейств заметил: «Уважительное отношение к своим родителям – показатель высокой культуры любого народа. Ингуши не оставляют своих родителей в старости одних. У нас нет домов престарелых. С ними живет обычно младший сын, который ухаживает за стариками, выполняет их просьбы, обеспечивает всем необходимым. Забота о родителях – наш святой долг». Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без участия старейшин. Кроме того, в республике нет сиротских приютов, потому что об оставшихся без родителей детях заботятся их дяди и тети. Есть еще одно неписанное правило: нельзя бить ребенка при посторонних, чтобы не ущемлять его авторитета. Трепетно в Ингушетии относятся и к женщинам. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. До нее нельзя дотрагиваться. В присутствии посторонних категорически запрещено выражать эмоции по отношению к представительнице слабого пола, даже если она является женой. В то же время, в нарядах женщины не должно быть ничего от мужских одеяний (брюк, кепок) - нельзя девушке уподобляться мужчине.
Если у соседа, родственника, друга свадьба или какое-нибудь другое мероприятие, тут же все собираются вместе и организованно помогают хозяевам. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что чужого горя не бывает. Вместе с родственниками соседи берут на себя значительные хлопоты. Отсутствующий долгое время человек, по возвращении, узнает все ли родственники и соседи в добром здравии, и идет в первую очередь в семьи, где случилось горе, чтобы выказать соболезнование, затем навещает соседей, старейших родственников, перед которыми как бы держит «ответ» за свою деятельность за время отсутствия. Самым важным богатством ингуша является достойное имя. Его авторитет создает соответствующую ауру его детям и потомкам. За человеком, однажды отступившим от нравственной нормы, закрепляется характеристика «неустойчивый». Благопристойные характеристики в адрес человека одновременно распространяются на семью и на фамилию.
Существует у ингушей абсолютный запрет на упреки по поводу физических недостатков человека. Ингушу строжайше запрещено оставлять без подаяния нищего и голодного. Здесь подадут любому, кто протянет руку и произнесет имя Бога. Но галгаю не полагается просить милостыню. В самом начале сталинской высылки народ впервые за многие десятилетия столкнулся с голодом, но руку не протянул. Мужчине нельзя плакать и причитать, какое бы его не постигло горе.
Ингуши гордятся своими древними традициями, оставленными им мудрыми предками. Ингушский поэт Юсуп Чахкиев писал: «Бог создал все нации из плохих и хороших людей вперемешку. Хороших людей объединяет то, что они дорожат честью своего народа, племени, семьи и при этом уважают другие народы. Плохому человеку до этого и дела нет».