Николай Сванидзе: идея ЕГЭ в России сейчас не работает
Читать на сайте Вестник КавказаМасштабное расследование сдачи ЕГЭ на Кавказе сегодня вышло на новый уровень: уголовное дело о покушении на взятку в крупном размере заведено не на рядового учителя или директора школы, но на самого министра образования и науки республики Карачаево-Черкесия Бориса Спиридонова.
"Следственным управлением по СКФО СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Бориса Спиридонова. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "в" части 5 статьи 290 УК РФ (покушение на получение взятки в крупном размере)", — приводит РИА Новости слова официального представителя СКР Владимира Маркина.
Следствие сообщило, что два школьника обратились к министру за помощью в получении сертификатов ЕГЭ, и Спиридонов согласился оформить документы на четыре экзамена по 70 баллов каждый, потребовав по 1000 рублей за каждый балл (итого 280 тыс рублей с человека). В воскресенье, при получении первого "транша" в 560 тыс рублей он был задержан в Черкесске.
Катастрофическую ситуацию, сложившуюся в этом году с ЕГЭ в России, прокомментировал для "Вестника Кавказа" известный российский тележурналист, завкафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ Николай Сванидзе. "Специфика нашей страны такова, что у нас, как показал этот год, ЕГЭ не работает. Я вообще противник ЕГЭ в гуманитарных дисциплинах, потому что я считаю, что главная задача гуманитарных предметов – это организация мышления школьников, иначе говоря, детей нужно учить думать, рассуждать, логически связывать между собой факты, а не заниматься зубрёжкой", - подчеркнул Сванидзе, отметив, что сейчас ЕГЭ – это только натаскивание на предмет, в результате чего дети "не будут знать историю, они будут знать, как отвечать на ЕГЭ".
Если же отвлечься от педагогических недостатков системы и обратится просто к реальности, то, по словам эксперта, текущий уровень коррумпированности в стране никогда не позволит улучшить ситуацию – "всё будет так, как в этом году, и избежать этого невозможно". "Тем более, что у нас много часовых поясов, в отличие от европейских стран. Поэтому эти ЕГЭ будут так или иначе вброшены в социальные сети, и все остальные будут списывать. Преимущества получат не те, кто лучше занимался, не те, кто более ответственно подходят к поступлению в вуз и к занятиям, предметам, а те, кто лучше, ловчее умеют списать. Поэтому в данном случае, прежде всего в том, что касается гуманитарных предметов, к сожалению, я противник ЕГЭ, несмотря на то, что ЕГЭ подтвердил свою адекватность во многих странах, тем не менее, у нас не работает сейчас," – заявил Сванидзе.
Будучи также членом Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, известный тележурналист прокомментировал и недавнее начало общественного обсуждение проекта универсального учебника истории, о которых ранее "Вестнику Кавказа" рассказывал ректор РГГУ Ефим Пивовар. "Я не совсем себе представляю, как это может происходить. Это то же самое, что обсуждать учебник по математике. В какой мере общественность может принять участие в обсуждении? Не знаю. Я всегда был противником единого учебника по истории. Речь идёт, конечно, не об одной книжке. Это упрощённое представление. Речь идёт о такой единой линейной концепции. Но я противник и этого, потому что я не понимаю, как может быть принята концепция, которая удовлетворит всех?", - изъяснил свою позицию Сванидзе.
"Как быть в этом плане с учебником? Говорить всю правду? Тогда получится, что государство было преступно. Поэтому, в любом случае, это будет раскол. Есть масса периодов в истории, которые тоже вбивают клин в общество. Сталин тут - наиболее характерный пример. Люди, которые считают, что он был преступником, и люди, полагающие, что он был великим руководителем, никогда не поймут друг друга. Поэтому я не вполне себе представляю, как может выглядеть единый учебник по истории", - признался "Вестнику Кавказа" эксперт, ещё раз подчеркнув, что всегда был и остаётся противником единого учебника: "Я считаю, что должно быть энное количество учебников".