НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Наряду с геополитическими возможностями, которые могут открыться после примирения между Анкарой и Ереваном, в частности по укреплению позиций Запада и США на Южном Кавказе, в Тбилиси осознают несколько негативных для Грузии последствий возобновления полномасштабного экономического сотрудничества (особенно транспортного сообщения) между Арменией и Турцией.

С конца 1980-х дорога через Грузию для экономики Армении имеет жизненно важное значение. Армения активно пользуется грузинскими портами Поти и Батуми, а также железной дорогой и автострадами для транспортировки своих грузов. Существует и другой путь – через Иран, но вряд ли он может полностью заменить грузинский маршрут. Такое положение давало возможность Тбилиси получать неплохую прибыль. При этом, в Ереване часто сетовали на то, что транзит грузов для Армении через грузинскую территорию дороже, чем для других соседних стран – того же Азербайджана или Турции.

До 2006 года поставки по железной дороге из России в Армению часто оформлялись как предназначенные для Грузии (или Турции) и уже на грузинской территории поворачивали в сторону Армении. Однако Баку, узнав о подобной схеме, временно запретил транзит через свою территорию любых грузов на запад и, в конце концов, добился официальной гарантии (на правительственном уровне) от грузинских властей, что ни один вагон, доставленный в Грузию через азербайджанскую территорию, не повернет на юг.

Одновременно все эти годы армяно-турецкая торговля велась через грузинскую территорию. Причем, как неоднократно отмечали руководители Армении, объем опосредованной торговли с Турцией рос из года в год, что также позволяло Грузии хорошо зарабатывать на транспортных тарифах.

В случае открытия армяно-турецкой границы, Армения сможет транспортировать грузы напрямую через турецкую территорию и развивать приграничную торговлю. Это не значит, что Армения вообще откажется от грузинского маршрута, однако диверсификация транспортных магистралей позволит Еревану меньше зависеть от тарифной политики Тбилиси.

Кроме того, если армянский капитал ежегодно вкладывает значительные инвестиции как в реальный сектор грузинской экономики, так и туристический бизнес, то с открытием границы и установлением дипломатических отношений с Турцией, армянские бизнесмены обретут новые, гораздо более емкие и перспективные рынки для приложения своих усилий.