Иосиф Цинцадзе: «Не примут нас в НАТО, пока Россия не даст на это согласия»

Читать на сайте Вестник Кавказа

Грузия потрясена трагедией в афганской провинции Гильменд, где в результате подрыва смертником машины погибли семь грузинских военнослужащих. Таким образом, число жертв с грузинской стороны за 4 года участия в афганской операции НАТО достигло 29 солдат и офицеров. Тем не менее новые власти страны продолжают линию своих предшественников и не намерены сокращать грузинский контингент, достигший в последние годы правления президента Саакашвили 1650 военных. По этому показателю Грузия уже опережает большинство стран НАТО. Впрочем, как заявил в интервью «Вестнику Кавказа» ректор дипломатической академии Иосиф Цинцадзе, большие жертвы вовсе не гарантируют стране членство в альянсе или, хотя бы получение «дорожной карты» по вступлению в НАТО.

- Какие уроки, на ваш взгляд, грузинская общественность должна извлечь из последних событий в Афганистане, где маленькая страна представлена непропорционально большим военным контингентом?

- Я бы хотел, чтобы трагедия, произошедшая в Афганистане, стала катализатором широкой общественной дискуссии. Общественность должна рассмотреть происходящее в более широком ракурсе. Афганская эпопея – единственный вопрос, по которому существует абсолютный консенсус между президентом Саакашвили и премьер-министром Иванишвили. В то же время, исходя из соображений ложной политкорректности, тема участия Грузии в афганской операции НАТО табуирована.
Помню, как во время вьетнамской войны после крупных потерь американские сенаторы, представители общественности и прессы отправлялись во Вьетнам, за 8 000 километров, и на месте изучали конкретные причины потерь в плане выявления ошибок военного руководства и наказания виновных. А мы привыкли к ритуальному клише нашего Минобороны после каждой новой трагедии: «Ведется следствие». Но никто не может конкретно сказать, почему все произошло, в каких обстоятельствах, почему не удалось избежать жертв.
Последний случай вообще из ряда вон выходящий: как могло случится, что на укрепленном военном объекте, в военной обстановке, не удалось предотвратить столь крупный теракт? Это ведь не амазонские джунгли, чтобы машина вдруг выскочила из леса прямо на военную базу. Там все видно, как на ладони за несколько километров. Не может такого быть в Афганистане, чтобы непонятная грузовая машина приближалась к базе и ты не успел среагировать. Как такое могло произойти? Никто не дает внятного ответа!

- Насколько адекватны столь большие жертвы политическим ожиданиям Грузии?

- Рассмотрим ответ Запада с точки зрения обеспечения безопасности нашей страны в нынешних условиях. Мы слышим соболезнования и обещания когда-нибудь принять Грузию в НАТО. Но эти слова и пустые обещания не воскресят погибших. Для их близких и родных все уже закончилось. Настало время для неэмоционального, профессионального обсуждения – что Грузия получает от Запада в ответ на столько жертв?
Американские и европейские эксперты нам прямо говорят: «Вы зря надеетесь, что благодаря активному участию в Афганистане, вас примут в НАТО, или, хотя бы, предоставят дорожную карту по вступлению в альянс». Нам советуют не строить иллюзий, но ведь мы «сами обманываться рады».
Возвращаясь к теме вьетнамской войны: американская пресса регулярно публиковала список сыновей известных личностей, в том числе представителей власти, кто воевал там. А кто из сыновей наших VIPов находится в Афганистане? Уверен, никого из близких нынешних или бывших правителей там нет. Наши политики частенько ездят в Нью-Йорк, Брюссель, Лондон, Париж, Страсбург, но не в Кандагар и Гильменд, где простые люди проливают кровь.
Настало время, провести референдум, или опрос общественного мнения, относительно дальнейшего участия в афганской операции. В 2014 году, американцы оттуда уходят, но наши власти говорят, что мы должны остаться. Грузины гибли в Афганистане, начиная со средневековых походов в составе иранских шахов. Десятки тысяч грузин там погибли в течение 400 лет. Может, хватит с нас? Не примут нас в НАТО ни за что, до тех пор пока Россия не даст на это согласия! То есть никогда в обозримом в будущем!

- Но генсек НАТО Расмуссен много раз говорил, что Россия не сможет наложить вето на принятия в альянс новых членов, в том числе Грузии…

- Сколько бы Расмуссен не бахвалился, что Россия не имеет права вето на принятие Грузии в альянс, факт в том, что именно Россия, ее президент Путин, в ходе бухарестского саммита в 2008 году, наложил вето на предоставление Грузии «дорожной карты». После Бухареста ничего особенно не изменилось. Западные лидеры вообще не упоминают Грузию в ходе контактов с российским руководством. Для них проблемы безопасности Грузии не существует, а ведь российские танки стоят в 35 километрах от Тбилиси. Так за что же гибнут наши парни в Афганистане? В конце концов, надо знать историю той страны: никто никогда там не побеждал и не смог решить проблемы силой, начиная с иранских шахов, затем англичан и советских войск.