Лариса Хопёрская: «Отток русских из Центральной Азии прдолжается»
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН Лариса Хопёрская презентовала в Москве свою книгу «Нетитульная судьба: российские соотечественники в Центральной Азии». По мнению автора, определяя собственные культурные, образовательные, экономические, политические цели и возможности их достижения, этнические россияне в Центральной Азии оказались перед выбором одной из трех следующих стратегий: первая - стратегия ассимиляции в стране проживания, вторая - бегство от «нетитульной» судьбы путем переселения в Россию, и третья – стратегия сохранения Русского мира в стране проживания.
Характеризуя отношение России к соотечественникам, Хопёрская также выделяет три подхода: первый – соотечественники как демографический ресурс, второй – соотечественники как «отрезанный ломоть», третий – сохранение русского мира и русскоязычного пространства.
По мнению Хопёрской, сейчас судьба соотечественников зависит от позиции России, от ее умения выстроить с государствами Центральной Азии такие отношения, которые будут учитывать реальное положение русских и русскоязычных в каждой конкретной стране проживания. Свои взгляды на проблемы компатриотов автор книги высказала в интервью «Вестнику Кавказа».
- Лариса Львовна, как, по вашим данным, живут соотечественники за рубежом?
- За всем рубежом я, конечно, не скажу, у меня речь идет о российских соотечественниках в Центральной Азии. Живут они там трудно, потому что те проблемы, которые существуют в сфере экономики, в бытовой сфере в этих государствах и распространяются на всех граждан, усугубляются проблемами политико-правового характера, гуманитарного характера. Начнем с того, что есть сложности с обучением детей в школе. Учат такой истории, в которой Россия предстает колонизатором. Есть в учебниках откровенно антирусские стереотипы. И когда русскоязычные родители посылают своих детей в школу и читают эти учебники, смотрят, чему учат их детей, они хватаются за головы, говорят: «Нет! Такие перспективы в сознании наших детей, в формировании их мировоззрения нам не нужны». Это одна из серьезных причин отъезда соотечественников. Проблема с русским языком.
В книжке посвящена целая глава положению с русским языком в Киргизии и в других государствах. Есть масса проблем и с трудоустройством, есть проблемы ведения бизнеса русскоязычными предпринимателями. Есть целый комплекс вопросов, который я попыталась охватить, показать, что нет равенства между гражданами. Буквально во всех сферах это равенство отсутствует. Кого-то это затрагивает в большей мере, кого-то это затрагивает в меньшей степени. Но постоянный, стабильный отток русскоязычного населения свидетельствует о том, что необходимо предпринимать какие-то меры, если Россия заинтересована в своем культурном, гуманитарном, военном, экономическом присутствии на этой территории.
- Именно к русским такое пренебрежительное отношение?
- Я бы не сказала, что это пренебрежительное отношение. Пренебрежительное отношение, скорее, в Прибалтике можно наблюдать. В данном же случае отношение в России как к колонизатору, который обязан компенсировать понесенные когда-то потери представителями этих народов. Тут большой вопрос, насколько адекватна эта концепция российской колонизации Центральной Азии, и насколько Россия является колонизатором. Но это в сознание вселяется: ты был колонизатором, а теперь ты мне за это, пожалуйста, ответь. С этим отношением сталкиваются постоянно наши люди. Один из последних примеров: есть неформальная организация, занимающаяся событиям 1916 года в Киргизии, когда произошла резня и были вырезаны очень многие казачьи семьи, а потом была ответная резня - киргизы тоже пострадали, и было бегство киргизов в Китай. На этом фоне созданное общественное объединение затрагивает разные вопросы. 9 мая оно выложило в интернете свастику с георгиевской ленточкой под девизом «Великая Отечественная война это не наша война. Нам не нужно отмечать эти даты, не нужно праздновать, геноцид по отношению к киргизам ничем не отличается от фашистского геноцида по отношению к русскому населению, поэтому это вообще не наша тема, не нужно этим заниматься». Такие сюжеты воспроизводятся достаточно часто и, конечно, влияют на самочувствие соотечественников.
- Как вы оцениваете работу организаций по работе с соотечественниками? По вашему мнению, достаточно ли они делают?
- Организации самих соотечественников, которые есть в Киргизии, делают, что могут. Ясно, что у них ограниченные финансовые ресурсы, но это люди, которые болеют душой за ситуацию, за то, чтобы российское присутствие в этих регионах все-таки сохранялось. Другой вопрос, что они нуждаются в поддержке России. А вот с этой стороны, здесь, конечно, много проблем и много пожеланий. Есть такие структуры, есть такие организации, но это частная помощь. Допустим, тому же журналисту Фарафонову в ходе судебного заседания (Владимира Фарафонова обвиняли в «разжигании межнациональной розни», - прим. ред.) . Это конкретные целевые акции, направленные на поддержку переезда каких-то семей. Это все замечательно, но влияние на политику, на отмену дискриминационных правовых актов, конечно, это дело не общественных организаций, а власти. И здесь власть пока молчит.
- Такие организации как фонд «Русский мир» достаточно активно работают в регионе?
- У них ограниченные функции. Организация «Русский мир» не может влиять на принятие законов в этом государстве. Они создают различные центры компьютерные, открывают библиотеки, проводят конференции, но число участников, задействованное в их мероприятиях, ограничено. Если сейчас в Киргизии 380 тысяч русскоязычных соотечественников, в этих мероприятиях в течение года максимум две тысячи принимают участие. Они важны, они нужны, но это не покрывает всей потребности, которая существует сегодня, не закрывают ту нишу, в которую, прежде всего, с моей точки зрения, должны быть направлены усилия.