Горячие источники, или как избежать эпидемии
Читать на сайте Вестник КавказаВ северных предгорьях Кавказа, в некотором отдалении от главной цепи Кавказских гор, тянется, параллельно ей, хребет Черных, или как его еще называют, Кабардинских гор. Часть этого хребта, что расположена вдоль реки Сунжи, называется Сунженскими горами, а от места пересечения горного Терека с Кабардинским хребтом к востоку идет другой хребет – Надтеречный. От него в свою очередь отделяется небольшой отрог – Старо-Юртовская гора. Именно здесь, на северном склоне горы, совсем недалеко от Грозного (по хорошей дороге меньше 20 километров) расположены горячие источники, в начале XX века здесь была совсем небольшая станица с простым названием Горячеводская. В сезон между Грозным и станицей курсировали не только экипажи и линейки, но и автомобили.
Источники эти, не сформировавшие вокруг себя большого и красивого курорта, тем не менее весьма примечательны тем, что являются самыми горячими не только в России, но и во всей Европе – температура их достигает 89 градусов. В начале XX века, путеводители с удивлением и восхищением писали: “Так как здесь пьют все самой природой прокипяченную воду, то здесь нет эпидемий, зависящих от употребления сырой воды (холера, брюшной тиф и прочее), что и подтверждается фактически: в холерную эпидемию здесь не наблюдалось случаев заболевания местного происхождения, и в курорте бойко шла торговля фруктами и всякой зеленью”. Постоянный хороший напор горячей воды из источников позволил устроить большой горячий пруд в форме полумесяца, с температурой воды от 30 до 40 градусов. Дно пруда выстлали плитами, по берегам установили широкие каменные ступени для спуска в воду, а широкие деревья давали приятную тень. В пруду можно было плавать с 5 утра до 8 часов вечера безо всякой дополнительной платы. Время для женщин и мужчин устанавливалось раздельно старшим врачом всего курорта.
Источники были столь полны горячей водой, что ручей, в который они стекали, часто переполнялся. “Пересекая дорогу, он выбивается с сильным напором из расщелины между двумя каменистыми глыбами вверху обрыва и затем, забиваясь между камнями обрыва, падает шумным каскадом с высоты 14 сажен. Окутанный всегда нависшим над ним облаком собственных паров, шумя и сверкая на темном фоне обрыва, каскад представляет собой живописную картину”, писал завороженный этим видом чуда природы Григорий Москвич. Над обрывом была устроена специальная удобная беседка с видом на очаровательную панораму всего небольшого Горячеводского курорта. Внизу, под беседкой, была глубокая балка с прудом и перекинутыми у начала и конца двумя изящными мостиками. Балка шла на север и пересекала соседний горный отрог, через выемку которого виднелся старый и весь утопающий в зелени деревьев аул Старый-Юрт. За ним тянулась бесконечная степь.
Климат в этой местности отличается тем, что он быстро становится сухим и жаркиv, поэтому сезон комфортного пользования источниками был короткий – май и июнь, в то время как июль и август были слишком знойными и с сильными степными ветрами с Востока. Восточный ветер, поднимающийся с часу дня и утихающий только ночью, приносил с собой зной. Но если он вдруг перерастал в настоящую бурю, тогда станицу накрывала прохлада. Между двумя группами источников, на склоне все той же горы Каменная, раскинулась станица, в начале прошлого века насчитывавшая 150 дворов. По нижнему ее краю тянулись виноградники и сады. Приезжали на здешние воды по большей части военные, для которых Военное управление построило специальные здания: для офицеров и нижних чинов. Ванные здания, также принадлежавшие военному ведомству, включали в себя “паровую баню” и собственно купальни. С источниками их соединяла длинная и крутая каменная лестница. А перед зданиями раскинулся террасой цветник с фонтанами. Для остальных приезжих была открыта частная лечебница, которая часто работала как благотворительная. Стоимость пользования зависела от “общественного положения” пациентов и варьировалась от 10 копеек до “сколько пожалуете”. В связи с тем, что большинство туристов останавливались в казенных домах, собственно гостиниц в станице не было, но можно было снять удобные комнаты в одном из частных домов за 20-40 рублей в месяц по ценам начала прошлого века. По сравнению с другими известными курортами – совсем немного. На время сезона станица, иначе сонная и спокойная, оживала. Здесь открывались аптека, почтовое отделение со своей почтовой станцией, рестораны, кондитерские и булочные. Каких-то особых развлечений на горячеводских водах не было. Довольно скучную и монотонную жизнь можно было разнообразить пешими и конными прогулками по окрестностям или же охотой на дичь, оленей и кабанов. Чем, надо сказать, офицеры с большим удовольствием и занимались.