Балхарское ремесло не должно исчезнуть

Читать на сайте Вестник Кавказа

Искусствовед, народный мастер по прикладному искусству России Фатима Гаммадова в интервью ИАА "Вестник Кавказа" рассказала об истории появления Балхарской керамики, которая является одной из древнейших форм гончарного промысла в Дагестане и на всем Северном Кавказе.

По ее словам, историки утверждают, что это ремесло уходит корнями к III в. до н. э. "Есть такая легенда: мужчина по имени Калкучи путешествовал и остановился у берега озера отдохнуть. Сидя около озера, он зачерпнул той глины, которая была около этого озера, и стал из этого что-то лепить. И у него получилась плошка, которая в итоге высохла и послужила каким-то атрибутом для дальнейшего применения. Такая легенда гласит, что этот Калкучи, увидев практическое применение тому, что лепится из глины, и распространил это около своего аула, там, где он жил.

Добывали эту глину, и до сих пор добывают, в горах, на глубине 2-3 метров. Она лежит слоями, и есть пласт именно той глины, которая служит как раз для керамических изделий. К моему огромному сожалению, сейчас в Балхарии осталось единственное производство, где производят глиняные изделия, игрушки. Раньше существовало несколько центров в Дагестане, как Испик, испикская тарелка, которая сейчас очень ценится и славится – её практически нет. Она сохранена у нескольких коллекционеров. Она была несколько даже интерьерная, облитая глазурью, с рельефным орнаментом, очень интересная тарелка. Был центр производства Джули, где делались большие сосуды для вина, для зерна, для сыпучих и не только продуктов. Испик, Джули, в Табасаране было несколько сёл, где тоже производилось.

К моему огромному сожалению, уже этих центров нет. Единственный центр, который ещё производит – это балхарская керамика. Когда я в школе училась, мои сверстницы ещё умели лепить, а у меня продолжилось это как хобби. У меня бабушка, сколько я помню её, лепила до последних дней своих. Поэтому я, во-первых, у неё обучилась, а во-вторых, мне очень бывало интересно лепить вместе с ней, мне просто самой было интересно. В глине можно отобразить свою мысль, свои мечты, создать какую-то красоту, то, что хотелось бы видеть. С помощью глины можно высказаться. Сейчас, к сожалению, необходимость в этих изделиях, в этих сосудах утрачена, потому что очень разнообразна современная замена – и пластик, и пластмасса, и железо, и не только. А само производство – это ведь очень красивое ремесло, на самом деле, и жалко, что оно будет утрачено".