Южный Кавказ - демилитаризация региональной безопасности
Читать на сайте Вестник КавказаВ Ереване прошла международная конференция "Кавказ-2012", организованная Институтом Кавказа при поддержке посольства Польши в Армении и Швейцарской Академической Сети Кавказа (ASCN).
В ходе конференции, в которой приняли участие ученые, журналисты и общественные деятели из Армении, Азербайджана, Грузии, России и ряда стран Европы, обсуждались основные политические тренды 2012 года на Южном и Северном Кавказе, политика Европы, США и России на Кавказе в 2012 году, этнополитические конфликты на Кавказе и проблемы региональной безопасности.
В центре внимания экспертов из трех стран Южного Кавказа были выборные процессы, в частности, парламентские выборы в Армении 12 мая 2012 года и Грузии 1 октября, а также прошедшие 18 февраля 2013 года президентские выборы в Армении и предстоящие осенью выборы президентов в Грузии и в Азербайджане.
На конференции большое место было уделено роли и влиянию на Кавказе основных внешних игроков - США, России и Европейского Союза. По мнению директора Центра региональных исследований Ричарда Гирагосяна, выступление которого было посвящено действиям Запада на Южном Кавказе в 2012 году, произошла большая трансформация в отношении ЕС к региону Южного Кавказа: от определенного пренебрежения к вовлеченности в важнейшие вопросы и в частности, в сферу экономики. Причем, по оценке эксперта, эта активизация не раздражает Россию. По словам Гирагосяна, между США и ЕС существует определенное разделение труда на Южном Кавказе, если ЕС больше фокусирует свое внимание на вопросах сохранения экономической стабильности в регионе, то США сосредотачивают свои усилия на вопросах безопасности и проблемах энергоносителей.
По мнению участников конференции, важным событием в плане стратегической значимости региона для Запада, которое сыграло важную роль в прошлом году и будет актуальным в долгосрочной перспективе, являются начавшиеся в 2012 году работы по организации военного транзита, а именно вывода американских и натовских войск и техники из Афганистана через территорию Грузии и Азербайджана.
Что касается политики России на Южном Кавказе, то по утверждению заведующего кафедрой Московского лингвистического университета Алана Касаева, можно сказать немало негативных слов о том каким образом строится политика Москвы на Южном Кавказе и почти все это окажется правильным: "Видны стратегические несоответствия статусу великой державы, которой хочет себя видеть Россия, практическое запаздывание в ряде моментов, отсутствие предвидения и желания идти на риск. Одновременно нельзя отрицать того, что Россия вправе считать, что в данное время в обозримом будущем в регионе нет объективных предпосылок для неожиданных кардинальных изменений, которые потребовали жесткой и быстрой реакции". По оценке Касаева, позиция Москвы в отношении региона в целом адекватна, хотя некоторые шаги можно считать несколько запоздавшими.
По мнению участников конференции, сдержанная политика Москвы на Южном Кавказе в 2012 году была во многом реакцией на осторожные действия Вашингтона в данном регионе. В этом плане можно сравнить реакцию России на поведение США в Центральной Азии: позиция России была куда более жесткой, нежели на Южном Кавказе.
Руководитель отдела политических исследований института Кавказа Сергей Минасян заявил, что "на фоне смены власти в Грузии и смягчения вектора эскалации между Россией и Грузией, можно говорить об окончательной деактуализации военной сферы в этой стране".
По убеждению эксперта, главным итогом 2012 года в Грузии в сфере безопасности и обороны стало то, что даже смена правительства в этой стране, не привела к смене главного военно-политического вектора развития, А именно - стремления интегрировать в НАТО и принимать активное участие в миротворческой операции в Афганистане, которая по заверению нового министра обороны Аласания, будет продолжена.
Отметим, что Грузия имеет в Афганистане самый большой контингент среди постсоветских стран - почти 1600 военнослужащих, второй у Армении - 130 военнослужащих. Кроме того, у Грузии самый большой контингент среди стран, не входящих в НАТО.
Среди наиболее примечательных событий прошлого года в сфере обеспечения безопасности в Азербайджане эксперт назвал начало реализации заключенного еще в конце 2011 года крупного контракта с Израилем на закупку вооружения почти в $2 млрд. Кроме того, продолжился тренд закупок вооружений в различных странах, в том числе и в России. Между тем, по оценке эксперта, в прошлом году в азербайджанской армии стали возникать проблемы совмещения западных и советско-российских систем вооружения.
"Как совмещать БТР турецкого производства, зенитно-ракетный комплекс "Барак" и "С-125", стрелковое оружие орудийные системы с похожим калибром 152 мм и 155 мм - пока не ясно",- считает С.Минасян.
Относительно Армении Минасян подчеркнул, что проблема обеспечения безопасности и все то, что касается военной сферы в значительной степени связано именно с форматом членства Армении в ОДКБ и двусторонними отношениями с Россией в этой сфере.
В числе наиболее примечательных событий 2012 года были прошедшие в сентябре военные учения ОДКБ, в которых приняли участие подразделения различного состава практически всех государств членов ОДКБ. Это самые крупные за постсоветское время маневры ОДКБ на территории Армении.
Участники конференции подчеркнули, что, несмотря на фон постоянной эскалации на линии фронта в Нагорном Карабахе, итоги 2012 года показали, что, исходя из ряда трендов, пока можно забыть о большой войне между Арменией и Азербайджаном. В частности, на фоне масштабной модернизации 102 российской военной базы и поставок вооружений Армении можно говорить об укреплении военного баланса в зоне карабахского конфликта и демилитаризации основных угроз для стран Южного Кавказа, ибо вероятность войны снизилась.