Протесты в Турции: реакция из Германии
Читать на сайте Вестник КавказаПожалуй, ни в одной другой европейской стране не следят за происходящими в Турции событиями так пристально, как в Германии. Особое внимание Берлина к процессам в Турции объясняется, в первую очередь, наличием в стране многомиллионной турецкой общины. Помимо этого, Германия, будучи бесспорным лидером объединенной Европы и важным торговым партнером Турции, постоянно держит эту страну фокусе своего внимания из собственных политико-экономических соображений.
Немецкий взгляд на протесты в Турции и реакцию на них со стороны премьер-министра Эрдогана хоть и критичен, однако, в условиях неизвестности исхода кризиса, пока довольно сдержан. Как пишет немецкая пресса, правительство Эрдогана столкнулось с самым тяжелым внутриполитическим кризисом за свою историю. Еще вчера критиковавший сирийского диктатора Башара Асада турецкий премьер-министр теперь рискует сам оказаться в списке резко осуждаемых журналистами и западной общественностью диктаторов. Точно также как и Асад, Эрдоган винит в столкновениях "экстремистов". Немецкое издание Spiegel уже успело "окрестить" его султаном из Анкары.
Глава турецкой общины Турции Кенан Колат зашел в своих оценках еще дальше, в своем интервью изданию Die Welt назвав поведение главы турецкого правительства "фашистским". Колат, по собственному признанию, шокирован степенью насилия, которую он увидел в ходе разгона митингов в Анкаре. "Они применили столько слезоточивого газа, что я, находясь на расстоянии полтора километра от эпицентра событий, едва мог дышать", - рассказывает он. По его мнению, Эрдоган ограничивает свободы людей. В качестве примеров таких ограничений глава турецкой общины приводит недавний запрет на продажу и употребление алкоголя в общественных местах, и усиливающееся влияние государства на деятельность СМИ. Во время протестов был отключен от эфира турецкий телеканал Halk TV, поскольку там транслировались видео и фотографии происходящих в стране демонстраций.
Правительство Германии заняло пока выжидательную позицию. Спикер правительства Ангелы Меркель Штефан Зайберт заявил в ходе брифинга для журналистов, что диалог и деэскалация насилия – это то, в чем сейчас нуждается Турция. "Право людей на свободу волеизъявления и собраний требуют поведения правоохранительных органов в соответствии с законом", - отметил Зайберт, в то же время подчеркнув, что он не видит возможных эффектов нынешних событий в Турции на переговорный процесс по поводу ее вступления в ЕС.
Впрочем, другие немецкие политики были в своих комментариях относительно происходящего в Турции более жесткими. Так, председатель Европейского Парламента, немецкий социалист Мартин Шульц назвал действия турецкой полиции "абсолютно неадекватными".
Ясно одно: жесткие заявления Эрдогана и его нелестные отзывы об участниках демонстраций не прибавляют турецкому премьеру симпатий на Западе. Обозрение Focus цитирует недавние слова главы турецкого правительства о том, что социальные сети являются общественной угрозой, напоминая Эрдогану при этом, что у него также есть активно обновляемый микроблог в "Твиттере".
Далее, издание отмечает, что турецкая полиция без особых раздумий разгоняет митинги и демонстрации, считаясь с молчаливой поддержкой исламистского большинства населения. Однако, на международной арене каждый новый день протестов играет против правительства Эрдогана, теряющего вследствие внутриполитического кризиса и неоднозначных действий правоохранительных органов свой политический вес и авторитет. Деэскалация насилия сейчас является единственным выходом из сложившейся ситуации – в противном случае, политические и имиджевые потери турецкого премьера на Западе могут иметь для него долгосрочные последствия.