В Армении лучше «продаются» не программы или идеология, а патернализм

Читать на сайте Вестник Кавказа
5 мая прошли выборы в Совет старейшин Еревана. В него, по предварительным данным ЦИК, прошли правящая Республиканская партия Армении (РПА), набравшая 55,86% голосов, партия «Процветающая Армения» (ППА) - 23,05%, а также партийный блок «Здравствуй, Ереван» 8,47%. Остальные не смогли преодолеть минимальный избирательный барьер. На вопросы «Вестника Кавказа» об особенностях выборов отвечает политолог Давид Петросян.

- В отличие от предыдущих муниципальных выборов выборы 5 мая имели для Армении большое значение. Чем это обусловлено?

- Это обусловлено тем, что три парламентские политические силы (Армянский национальный конгресс (АНК), АРФ "Дашнакцутюн" и ППА, которая имеет по численности вторую фракцию в Национальном собрании) по разным причинам не приняли участие в последних президентских выборах, однако решили обязательно участвовать в выборах 5 мая. 
Выборы в Ереване считаются третьими по значимости выборами в Армении. Реально в Ереване проживает не менее 35% избирателей и каждая политическая сила стремится продемонстрировать свои возможности именно в столице. В Ереване сосредоточены основные финансовые и экономические ресурсы страны и тот, кто контролирует Ереван, во многом контролирует финансовые потоки и сферу экономики всей страны.
Некоторые из политических сил считали, что мэр мог бы быть противовесом президенту и правительству, но я с этим не согласен, потому что президент и правительство, в отличие от мэра, контролируют силовые структуры. Но то, что мэр Еревана является одной из наиболее значимых политических фигур в Армении, очевидно.

- Какие отличительные черты выборов вы можете назвать?

- Что бы ни говорили оппозиционеры, но на выборах 5 мая не было насилия. Была напряженная, гнетущая атмосфера, но число столкновений, рукоприкладства было сведено к нулю, хотя стычек было много. Это первая отличительная черта. Второе отличие – все силы, которые входят в состав парламента, вложили в предвыборную кампанию, по сравнению с кампанией 2009 года, серьезные финансовые средства. Это свидетельствует о том, что все участники предвыборной гонки отнеслись к выборам в Совет старейшин очень серьезно. Третья особенность выборов 5 мая состоит в том, что партии, имеющие четко выстроенную идеологическую доктрину, не попали в столичный парламент - АНК и «Дашнакцутюн». Речь не идет о правящей Республиканской партии Армении (РПА), которая имеет четко очерченную идеологическую доктрину, однако, сегодня РПА ее не придерживается, скорее всего эта идеология остается на бумаге. 

- Чем объясняется поражение на выборах идеологизированных политических сил?

- Возможно, это связано с тем, что сегодня в Армении хорошо «продаются» не программы и идеологии, а патернализм. Тем не менее предвыборные программы АРФД, ППА и АНК отличались содержательностью, было заметно, что эти партии хорошо осведомлены о проблемах Еревана и кроме того, в программах этих сил были даны рецепты по решению проблем города.

- Оппозиция пошла на выборы отдельными колоннами. Возможно, это сыграло роль в поражении оппозиции? 

- Армянская оппозиция не может идти на выборы одной колонной, это невозможно, потому что избиратель АРФД не проголосует за эту силу, если она окажется в одном блоке с АНК или с ППА и наоборот. Дело здесь именно в избирателях и каждая из оппозиционных сил это осознает. Избиратели позитивно относятся к тому, что все эти три силы активно сотрудничают в парламенте, однако не готовы к тому, чтобы АНК, АРФД и ПА объединились в один блок.
Что касается поражения оппозиции, то я не считаю, что ППА потерпела поражение. Да, ППА проиграла РПА, но, если посмотреть на результаты предыдущих выборов в Совет старейшин 2009 года, то по числу голосов ППА набрала сейчас на 7 тысяч больше.
В поражении АНК сыграло роль то обстоятельство, что структурные преобразования в партии совпали с периодом начала предвыборной агитации. Основная же часть электората АРФД живет в основном за пределами Еревана,  в регионах страны.
Общие же причины провала для АНК и АРФД состоят в отсутствии системной и постоянной работы с избирателем: АНК и АРФД делают эту работу от выборов к выборам. Сегодня стало очевидным, что этого недостаточно.

- Как можно оценить результат предвыборного блока «Здравствуй, Ереван»?

- Блок сумел набрать более 8% и пройти в Совет старейшин, но выборы продемонстрировали, что те 43%, которые набрал на президентских выборах в Ереване лидер входящей в блок партии «Наследие» Раффи Ованнисян, были просто общими протестными голосами, а голоса Ованнисяна - это именно 8%. Хотя последний не баллотировался в Совет старейшин и пропорциональный список блока возглавлял функционер от партии «Наследие», но голосование за этот блок ассоциировалась именно с личностью Ованнисяна, тем более что на всех агитационных плакатах и рекламных щитах блока фигурировало его изображение.

- Каковы политические итоги выборов?

- Формально РПА сохранила за собой все те позиции, которые она имела с 2007 года, то есть полный контроль над Ереваном, парламентом, правительством и плюс президентский пост. То есть РПА остается доминирующей политической силой.

- На выборах РПА как обычно использовала огромный административный ресурс. При каких условиях оппозиционные силы сумеют преодолеть порог голосов, обеспеченных за счет использования административного ресурса?

- Сейчас я не вижу такой возможности, поскольку РПА обладает слишком большим ресурсом, а у всех остальных партий не хватает ресурсов для того, чтобы бороться с РПА. Но такая ситуация не может долго продолжаться. Во-первых, могут быть форс-мажорные обстоятельства, во-вторых, и сама РПА не является единой.