Али Иса Джаббаров: «Надо поддерживать национальное кино, и это даст положительный эффект»
Читать на сайте Вестник КавказаО нынешнем состоянии азербайджанского кинопроизводства и проблемах азербайджанского кино «Вестнику Кавказа» рассказал секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, руководитель Ассоциации молодых кинопроизводителей, главный продюсер киностудии «Бута-фильм», кинорежиссер Али Иса Джаббаров.
Продолжение. См. так же Али Иса Джаббаров: «На Востоке любят комедии и мюзиклы»
- Почему азербайджанские предприниматели не заинтересованы во вложении средств в кино?
- Наверное, они думают, что если будут финансировать, поддерживать культуру, то попадут в поле зрения налоговых ведомств. Здесь чисто психологический момент. Сейчас парламент готовит новый законопроект на эту тему. Благотворителям и спонсорам кино будут предоставлены налоговые льготы. Это будет большим шагом в развитии нашего кино. Азербайджанский предприниматель будет знать, что если он профинансирует какое-то кино, то сможет освободиться от налогов – это будет для него стимулом. Такой пример есть в российском кинопроизводстве. В России было время, когда люди занимающиеся кинопроизводством, вообще были освобождены от налогов. И это шаг дал свой положительный эффект начался бум российского кинопроизводства, появились кинохиты, люди начали массово посещать кинотеатры, у зрителей появился интерес к русскому кино. С другой стороны, и Гильдия продюсеров, и Гильдия режиссеров пытается предложить закон, который бы освободил хотя бы на два года азербайджанских кинематографистов от налогов. Думаю, несправедливо, когда и мы, и крупные финансовые корпорации, и крупные нефтяные компании платим один и тот же налог. В первое время надо поддерживать национальное кино и это даст положительный эффект.
- Вы как кинорежиссер и продюсер можете реализовать свой творческий потенциал?
- Андрей Тарковский говорил: «Если режиссер не имеет десять готовых замыслов, которые детально разработаны, то можно сомневаться в его профессионализме». У меня нет десяти, но пара замыслов есть. Я все время пытаюсь их реализовать. Сейчас очень трудно решать вопросы финансирования, поэтому надо постоянно работать, искать средства, чем непосредственно и должен заниматься кинопродюсер. Хочу снять две полнометражные психологические драмы, рассказывающие человеческую историю, которые будут интересны как для нашего, так и для западного зрителя. Фильмы, которые мы делали до сих пор, в основном были короткометражными, но их с большим интересом принимали на западных фестивалях, телеканалах. Нашу продукцию покупали пару солидных европейских каналов и мы были участниками десятков кинофестивалей. Наша творческая команда не когда не халтурила, мы не когда не ставили во главе принцип дохода. Все что мы зарабатывали, вкладывали в другие фильмы и этот принцип давал свои положительные результаты. Кино требует жертв, профессия у нас трудная, опасная.
В фильмографии нашей творческой команды есть фильм «Обманщики». Это лирическая драма, которую мы делали для зрителей с хорошим вкусом. И у нас это неплохо получилось. Копия фильма размещена на You Tube, у нее высокий рейтинг просмотров. Я горд тем, что мы делаем картины не только для западного рынка, не только фестивальные фильмы. Короткометражные фильмы «Узел», «Дом» «Бута» имели огромный успех на западных фестивалях. Фильм «Дом» был в Клермон Ферране на французском кинофестивале короткометражных фильмов, крупные телеканалы Европы интересовались и показывали в эфире фильм «Узел». Но особенный успех имел фильм «Бута» режиссера Илгар Наджафа, который снимали киностудия «Азербайджанфильм» и кинокомпания «Бутафильм», в котором я тоже участвовал как представитель компании «Бутафильм» и как представитель продюсерской команды. Этот фильм участвовал на многих фестивалях, взял несколько гран–при, главный приз киноакадемии стран Азии и тихоокеанского побережья Asia Paсific Awards, киножурналисты называют этот приз «Оскаром Азии». Фильм «Бута» выиграл там номинацию лучший детский фильм. К сожалению, у нашей творческой группы нет возможности полностью реализовать себя, сегодня нет стандартных хороших бюджетов, поэтому пока снимаем короткометражные и малобюджетные фильмы.
- Вы известны также как учредитель аналитического журнала о кино «Фокус». Нашло это издание своего читателя?
- Читателя потихоньку находит, а покупателя пока не находит. Мы не продаем этот журнал в торговой сети. Лишь малым тиражом размещаем в некоторых магазинах. Это делается для тестовой проверки окупаемости. В основном же мы «Фокус» распространяем бесплатно. Журнал имеет серьезный рейтинг среди читающей кинопублики, хотя не сказал бы, что наши кинематографисты народ читающий . Вот журнал «Искусство кино» должен читать любой кинопрофессионал. Подписаны на этот журнал в Азербайджане, уверен, не больше десяти человек. Я бываю в кабинетах чиновников от кинематографа и не вижу «Искусство кино» у них на столе. Наша кинопублика мало читает. Но «Фокус» довольно-таки востребован, поскольку он на азербайджанском языке, поскольку затрагивает темы, которые непосредственно касается людей кино, поскольку мы печатаем киносценарии. Кстати, востребован именно этот раздел, люди звонят и просят напечатать их сценарий. Но все равно читательского бума я не вижу. Главное для нас сегодня - держать высокую планку качества и выдерживать периодичность выпусков.