От Бостонского марафона до Панкисского ущелья
Читать на сайте Вестник КавказаГрузию сотрясает громкий скандал в связи с новым расследованием событий августа прошлого года близ села Лапанкури Лопотского ущелья, где части спецназначения МВД уничтожили группировку чеченских боевиков (в том числе уроженцев Панкисского ущелья Грузии), пытавшихся прорваться на Северный Кавказ. В результате трехдневных боев погибли 11 террористов и трое грузинских военнослужащих.
Новый омбудсмен Уча Нануашвили обвинил членов окружения президента Саакашвили в том, что они сначала пригласили чеченских боевиков в Грузию из Европы, обучили их на военных базах, снабдили оружием, деньгами, но в последний момент отказались выполнить главное обещание и не предоставили коридора на Северный Кавказ. Прокуратура начала расследование по признакам преступления, предусмотренного статьей 333 УК «превышение служебных полномочий». А премьер Бидзина Иванишвили не исключил, что территория Грузии могла использоваться для подготовки террористов и их транзита на Северный Кавказ. Иванишвили даже предположил, что бостонский бомбист Тамерлан Царнаев контактировал с «Кавказским фондом Грузии», который работал в тесном взаимодействии с МВД.
О том, как чеченцы, уничтоженные в Лопотском ущелье, оказались в Грузии, насколько доказана причастность спецслужб к их подготовке и какое отношение к этой истории Царнаев, «Вестнику Кавказа» рассказал эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
- Считаете ли вы достоверными и доказанными утверждения народного защитника Грузии о том, что группировка, уничтоженная в августе прошлого года, была сформирована бывшими чиновниками МВД и спецслужбами?
- Прямых доказательств того, что чеченских боевиков вооружали, экипировали и тренировали грузинские спецслужбы, у экспертного сообщества пока нет. Я лично дискутировал с Нануашвили после того, как он заявил, якобы эти люди готовились к переходу на Северный Кавказ. Он сослался на некие конфиденциальные источники.
Еще до событий в ущелье Лопота я беседовал с двумя чеченскими активистами, которые сейчас живут в Турции. Они говорили, что планируют отправиться воевать в Сирию. Всего было два потока чеченцев, вознамерившихся приехать из Европы, где они жили, в нашу страну. Я имею в виду одного из представителей первой волны, а не тех, кто затем воевал с грузинским спецназом в Лопота.
Я спросил его: «Если вы хотели ехать в Сирию, зачем же из Европы ехать сначала в Грузию? Как вы оказались в Панкисском ущелье?» Он туманно отвечал, что им кто-то обещал предоставить деньги и оружие.
Тогда я спросил: «Допустим, вам бы в Грузии предоставили оружие. Вы планировали с этим оружием и с полной экипировкой переправиться в Сирию через несколько границ?». Но он упорно отвечал, что вместе с соратниками намеревался ехать в Сирию, а не на Северный Кавказ. А оружие им было нужно чтобы «привыкнуть к нему и пострелять, а не ездить с ним через границы».
В конце концов, они ничего не получили. Я говорил с ними, когда они жили в одной из стран центральной Европы. Это был телефонный разговор, но я знал, где они находятся. Что касается членов семей чеченцев – уроженцев Панкисского ущелья, то они утверждают, что группа планировала ехать не в Сирию, а на Северный Кавказ! Впрочем, все это лишь устные заявления, не подкрепленные другими доказательствами и сведениями независимых источников.
- Однако Нануашвили ссылается на то, что у убитых боевиков оказались на руках водительские права, выданные МВД Грузии, табельное оружие с официальным разрешением его ношения и так далее…
- Право на ношение оружия было у одного из убитых в ходе операции чеченцев-кистинцев Аслана Маргошвили. Но оружие он купил на собственные деньги. Грузинские граждане имеют право приобретать стрелковое оружие. Но мы ждем нового расследования.
- В этом же контексте мелькало имя Царнаева…
- Я не усматриваю никакой связи между событиями в ущелье Лопота и братьями Царнаевыми. Некоторые утверждали, якобы старший брат бывал в Грузии. Но я тщательно перепроверил списки лиц, приглашенных в Грузию на семинары «Кавказского фонда», Царнаева среди них нет. Вообще, в списках нет ни одного человека младше 32 лет.
- Говорят, он бывал на семинаре «Кавказского фонда» в Махачкале...
- Об этом ничего не могу сказать. Большинство тех, кого приглашал «Кавказский фонд» в Грузию, были черкесами, в том числе из разных европейских стран. Но не могу исключить, что фонд был использован спецслужбами для своих целей. Поэтому необходимо провести тщательное расследование.
По моим данным, грузинские чиновники действительно приложили руку к организации приезда чеченцев из Европы. Но для меня до сих пор непонятно, с какой целью их привлекали в страну. Если прежние власти хотели использовать их на Северном Кавказе или против собственной политической оппозиции, либо переправить в Сирию, то ни одна из этих задач не было выполнена.
- Какие последствия могут иметь для Грузии обвинения в поддержке терроризма, в том числе в связях с бостонским бомбистом?
- Последствия будут неприятными. Но это должно стать уроком для любых грузинских властей, чтобы они впредь воздерживались от подобных экспериментов. Никакой российско-грузинской информационной войны по этому поводу нет. Есть война между частью российских СМИ и бывшими властями Грузии. Ведь именно правительство Иванишвили приоткрыло завесу тайны над всей этой историей и всем неприглядным процессом. Виновные должны быть выявлены и наказаны. А дискредитация страны уже произошла. Это результат глупых решений бывших властей.