Роль ислама в сирийском конфликте
Читать на сайте Вестник КавказаСовет Безопасности ООН может внести сирийскую группировку "Джабхат ан-Нусра" в список террористических организаций, связанных с "Аль-Каидой", сообщает РИА Новости. Запрос об этом МИД Сирии направил в СБ ООН ранее на прошлой неделе.
По мнению зампреда Ассоциации российских дипломатов Андрея Бакланова, ситуация в Сирии развивается по жесткому силовому сценарию: «Борьба там может происходить довольно долго. Это дает дополнительную возможность для разрастания всякого рода террористических групп и переползания этих элементов на сопредельные территории. Сирия находится в самом сердце арабского мира. Это добавляет новые опасности для региона в целом. Президент Сирии, когда встречался с нами, львиную долю разговора посвятил даже не столько Сирии, сколько тому, что кирпичик к кирпичику идет разрушение арабского мира, идет разрушение периферии, в том числе и границ РФ. Между событиями в отдельных странах есть связь, обусловленная тем, что есть определенные силы, стремящиеся к нагнетанию напряженности, стремящиеся к созданию условий для того, чтобы шли широкомасштабные поставки вооружений. Пока то, что последние недели делалось, эффекта не дает, поэтому я призываю к тому, чтобы дополнить ныне ведущуюся работу какими-то свежими формами, свежими мыслями, свежими людьми для того, чтобы попытаться поддержать народы столь близких для нас арабских стран, страны Ближневосточного региона и предотвратить дальнейшее разрастание конфликтной ситуации в этом регионе».
Говоря о роли ислама в сирийском конфликте, исламовед, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен выразил мнение, что «многое из того, что происходит на Ближнем Востоке, в арабском мире, а еще раньше в России, начиналось без какого-либо ислама. Когда чеченский конфликт начинался, там ислама вообще не было. Но потом он стал играть одну из очень серьезных ролей. Когда на площадь Тахрир [в Египте, - прим. ред.] выходили первые противники Мубарака, там почти не было «Братьев мусульман», они лишь потом успели воспользоваться ситуацией. Поначалу исламский фактор вообще не играл в событиях в Египте серьезной роли. То же самое в Сирии. А сейчас исламский фактор все более-более включается в эти события. Я недавно прочитал интервью одного идейного политического руководителя одной из оппозиционных групп в Сирии. Сам он работает в Каире - вербует людей, которых посылает в Сирию. Он прямо сказал: "Сирия для нас важна, потому что в будущем Дамаск – это столица халифата". Это будущая столица халифата. Много людей идет туда в борьбе за халифат. Он даже сказал, что на ряде освобожденных территорий, которые контролируют отдельные группировки оппозиции, применяются исламские наказания, действуют суды. Не стоит преувеличивать подобного рода заявления, но и не стоит с ними не считаться – это серьезная вещь. Исламский фактор осложняет весь этот конфликт».
Комментируя заявление Андрея Бакланова о сознательном разрушении арабского мира, Сюкияйнен задался вопросами: «Кто разваливает? Запад? Исламские радикалы? Страны Персидского залива, которые, как некоторые говорят, хотят сменить режимы исламистскими режимами, но, между прочим, у себя в странах занимают абсолютно жесткую позицию против любых исламистских, экстремистских сил? Втягивание исламского фактора не только не упрощает эту ситуацию, а вводит еще одну дополнительную вводную, причем очень мощную, очень сильную. В Чечне оказался втянут этот исламский фактор в какой-то момент, ведь в свое время даже руководители чеченских сепаратистов говорили: "Нас втолкнули в ислам". "Сама ситуация нас вбила в ислам," – говорил Дудаев. Он говорил, что готов молиться не пять раз в день, а 10 раз в день. Для мусульманина это смешно. Когда он говорил, что не надо никакой конституции, что все есть в Коране, это был наивный разговор неграмотного человека в области ислама. А сейчас? Без учета того, какую роль играет исламский фактор, вплоть до сегодняшнего дня невозможно разобраться в ситуации на Северном Кавказе, включая и Чечню. Как с ним работать? Это союзник здоровых политических сил во всем этом регионе, включая и Сирию, или это противник здоровых политических сил? Ислам – это оружие в чьих руках: экстремистов, террористов и бандитов или он может быть и в руках режима?
Вспомним, что баасистский режим не имел к исламу никакого отношения. В начале 1980-х годов была устроена против «Братьев мусульман» бойня в стране? Организация была запрещена, само участие в этой организации было преступлением… Режим сам отдал ислам оппозиционным силам».
По мнению зампреда Ассоциации российских дипломатов Андрея Бакланова, ситуация в Сирии развивается по жесткому силовому сценарию: «Борьба там может происходить довольно долго. Это дает дополнительную возможность для разрастания всякого рода террористических групп и переползания этих элементов на сопредельные территории. Сирия находится в самом сердце арабского мира. Это добавляет новые опасности для региона в целом. Президент Сирии, когда встречался с нами, львиную долю разговора посвятил даже не столько Сирии, сколько тому, что кирпичик к кирпичику идет разрушение арабского мира, идет разрушение периферии, в том числе и границ РФ. Между событиями в отдельных странах есть связь, обусловленная тем, что есть определенные силы, стремящиеся к нагнетанию напряженности, стремящиеся к созданию условий для того, чтобы шли широкомасштабные поставки вооружений. Пока то, что последние недели делалось, эффекта не дает, поэтому я призываю к тому, чтобы дополнить ныне ведущуюся работу какими-то свежими формами, свежими мыслями, свежими людьми для того, чтобы попытаться поддержать народы столь близких для нас арабских стран, страны Ближневосточного региона и предотвратить дальнейшее разрастание конфликтной ситуации в этом регионе».
Говоря о роли ислама в сирийском конфликте, исламовед, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен выразил мнение, что «многое из того, что происходит на Ближнем Востоке, в арабском мире, а еще раньше в России, начиналось без какого-либо ислама. Когда чеченский конфликт начинался, там ислама вообще не было. Но потом он стал играть одну из очень серьезных ролей. Когда на площадь Тахрир [в Египте, - прим. ред.] выходили первые противники Мубарака, там почти не было «Братьев мусульман», они лишь потом успели воспользоваться ситуацией. Поначалу исламский фактор вообще не играл в событиях в Египте серьезной роли. То же самое в Сирии. А сейчас исламский фактор все более-более включается в эти события. Я недавно прочитал интервью одного идейного политического руководителя одной из оппозиционных групп в Сирии. Сам он работает в Каире - вербует людей, которых посылает в Сирию. Он прямо сказал: "Сирия для нас важна, потому что в будущем Дамаск – это столица халифата". Это будущая столица халифата. Много людей идет туда в борьбе за халифат. Он даже сказал, что на ряде освобожденных территорий, которые контролируют отдельные группировки оппозиции, применяются исламские наказания, действуют суды. Не стоит преувеличивать подобного рода заявления, но и не стоит с ними не считаться – это серьезная вещь. Исламский фактор осложняет весь этот конфликт».
Комментируя заявление Андрея Бакланова о сознательном разрушении арабского мира, Сюкияйнен задался вопросами: «Кто разваливает? Запад? Исламские радикалы? Страны Персидского залива, которые, как некоторые говорят, хотят сменить режимы исламистскими режимами, но, между прочим, у себя в странах занимают абсолютно жесткую позицию против любых исламистских, экстремистских сил? Втягивание исламского фактора не только не упрощает эту ситуацию, а вводит еще одну дополнительную вводную, причем очень мощную, очень сильную. В Чечне оказался втянут этот исламский фактор в какой-то момент, ведь в свое время даже руководители чеченских сепаратистов говорили: "Нас втолкнули в ислам". "Сама ситуация нас вбила в ислам," – говорил Дудаев. Он говорил, что готов молиться не пять раз в день, а 10 раз в день. Для мусульманина это смешно. Когда он говорил, что не надо никакой конституции, что все есть в Коране, это был наивный разговор неграмотного человека в области ислама. А сейчас? Без учета того, какую роль играет исламский фактор, вплоть до сегодняшнего дня невозможно разобраться в ситуации на Северном Кавказе, включая и Чечню. Как с ним работать? Это союзник здоровых политических сил во всем этом регионе, включая и Сирию, или это противник здоровых политических сил? Ислам – это оружие в чьих руках: экстремистов, террористов и бандитов или он может быть и в руках режима?
Вспомним, что баасистский режим не имел к исламу никакого отношения. В начале 1980-х годов была устроена против «Братьев мусульман» бойня в стране? Организация была запрещена, само участие в этой организации было преступлением… Режим сам отдал ислам оппозиционным силам».