Национализм: иллюзия свободы
Читать на сайте Вестник КавказаВ Москве вышла книга «Иллюзия свободы: куда ведут Украину новые бандеровцы». Ее автор - главный научный консультант Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO, профессиональный психолог Станислав Бышок – рассказал корреспонденту «Вестника Кавказа» о национализме на Украине в частности и на постсоветском пространстве вообще. «Проблема стала очевидной еще в конце 1980-х во время распада Советского Союза. Наша держава, какой бы хорошей или плохой она ни была, распадалась исключительно по национальному признаку. Поэтому, к сожалению, тот национализм, который тогда стал произрастать и в Прибалтике, и на Украине, и в Средней Азии, и на Кавказе был направлен исключительно против только одного этноса, против русских. В этом смысле нынешнее положение дел на Украине в отношении национализма даже, если можно так выразиться, более цивилизованно, чем то, что есть в Средней Азии до сих пор. Не так давно в СМИ прошла информация относительно "выдавливания" русских и русскоязычных из Узбекистана, когда они теряют работу, недвижимость и т. д. На Украине все-таки политический национализм во многом хочет быть презентабельным и востребованным, в том числе на Западе», - думает Бышок. Говоря о мерах противодействия подобным процессам, он заявил: «Если в 1990-е у руководства России была отговорка "мы страна слабая, у нас пока только реформы идут", то сейчас Россия – сильная страна, и как бы кто к нам не относился и внутри страны, и извне, это сейчас признают все. Именно поэтому через экономические рычаги, через культурные рычаги, через диалог между народами, через диаспоры, как соответствующих государств на территории России, так и через русские диаспоры в этих странах, мы вполне могли бы как минимум наладить диалог и, разумеется, улучшить положение наших соотечественников за рубежом. Кроме того, много говорилось о программе защиты соотечественников и о способствовании получению ими российского гражданства, если они этого захотят, но, к сожалению, эта программа существует только на словах и реально мало что делается в этой связи». «В России много говорят о финансировании оппозиционных движений со стороны западных некоммерческих организаций, но не всегда этому есть доказательства, а, допустим, украинская партия "Свобода" получила грант от республиканского фонда США, который возглавляет сенатор Джон Маккейн, известный своими резкими негативными заявлениями по отношению к России. Так что, к сожалению, то резко негативное отношение к русским, прежде всего и к России, сплачивает «национализмы», которые существуют в государствах, которые окружают Россию, в бывших советских республиках», - утверждает психолог. «С недавнего времени о бандеровцы стали частью политического мейнстрима Украины и вошли в состав Верховной рады. Впервые за время независимости Украины они смогли образовать фракцию в Верховной Раде. Партия "Свобода" – это националистическая партия, они сами называют себя наследниками Степана Бандеры… Причем голосовали за них не маргиналы, а молодые, образованные люди с достатком выше среднего и жители крупных городов, в том числе русскоязычные жители. Почему украинские избиратели, причем те, которых у нас, например, принято относить к "креативному классу", проголосовали за силы, которые отечественный, наш с вами креативный класс отвергает?.. Как такая группировка, появившаяся еще в начале 1990-х, субкультурная, исключительно региональная, которая базируется во Львове, которая тогда называлась не партия "Свобода", а Социал-национальная партия Украины стала всеукраинским объединением, за которое голосуют и украиноязычные и русскоязычные жители Украины, и жители Запада, и жители Востока? Изучая идеологию партии и в том числе идеологию предшественников этой партии в лице организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, я понял, что здесь могут быть весьма серьезные сложности, во-первых, для единства Украины, граждан Украины, а во-вторых, для отношений между Украиной и Россией, потому что украинский национализм в том виде, в котором его представляет нынешний мейнстрим в лице партии "Свобода", совсем иной, чем, например, классический русский национализм. Если классический русский национализм предполагает, как минимум, триединство трех братских народов русских, украинцев и белорусов, то национализм бандеровского формата или национализм формата "Свободы" предполагает абсолютную разность между, например, украинским народом и русским, более того – изначальную враждебность между этими народами. Он также предполагает максимальное исключение всего русского и русскоязычного из политической жизни и даже из быта Украины… Когда после 1991 года Украина стала независимым государством, оказалось, что жители Западной и жители Восточной Украины по-разному, воспринимают историю своего народа, историю своей страны, воспринимают по-разному соседей своей страны, отношения с русскими и Россией. Если жители Восточной Украины традиционно тяготеют к России, говорят во многом на русском языке и абсолютно не испытывают по отношению к России никаких негативных эмоций, то на Западе Украины все иначе. Когда Украина стала независимой, предполагалось, что представители разных политических сил, разных взглядов, разных территорий Украины должны встретиться и выработать какой-то единый взгляд на собственную историю, на собственный народ, на собственный дальнейший путь, чтобы постараться не радикализовать разные точки зрения, а наоборот прийти к какому-то общему мнению. Но этого не произошло. В итоге, сейчас мейнстрим, с точки зрения отношения к истории Украины, исключительно западно-центрический. Имеется в виду, Запад не с точки зрения Западной Европы или США, а с точки зрения Западной Украины. Сейчас официальная история Украины весьма западно-центрическая со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности негативным отношением к России… То, о чем говорит "Свобода", к сожалению, отражает нынешний политический мейнстрим и те идеи, которые приняты в отношении истории, геополитических вопросов».