От оранжевого романтизма к трезвому прагматизму
Читать на сайте Вестник Кавказа19 марта в Киеве состоялась встреча между министром обороны Украины Павлом Лебедевым и послом Азербайджана Эйнуллой Мадатли. Помимо прочего, стороны обсудили вопросы военного сотрудничества, в частности подготовку азербайджанских офицеров в украинских военных вузах.
За последние годы сотрудничество Киева со странами Кавказа сделало несколько крутых поворотов. Значительно оживилось оно в 2005 году, после прихода к власти «оранжевого» президента Ющенко. Именно с его подачи «второе дыхание» получил ГУАМ - региональное политическое объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, организованное еще в 1997 году, но до 2006 года не имевшее даже своего устава. Последнего, впрочем, так и не дождался входивший в блок Узбекистан – вышедший из него по причине неэффективности в том же 2005 году.
Вообще, до победы «Майдана» в Киеве ГУАМ носил хотя и несколько обособленный в отношении всего СНГ, но относительно нейтральный характер. Его объединяющей целью была защита собственных интересов стран, входящих в этот союз. Украина и Молдавия рассчитывали на диверсификацию поставок газа и нефти, Азербайджан и Узбекистан не прочь были обрести дополнительные рынки сбыта, а Грузия намеревалась сполна воспользоваться своим транзитным статусом в плане энергетических поставок. По вполне понятным причинам, из стран Кавказа в объединении не было и Армении. Не только из-за ее тесной ориентации на Россию, но и по причине абсолютной бесполезности ее пребывания в организации, ввиду отсутствия как энергетического сырья, так и путей для его транзита.
Однако после победы в Тбилиси «революции роз» в 2003, а годом позже – «оранжевой революции» в Киеве, характер ГУАМа резко поменялся. В значительно мере прагматика была заменена идеологией, или же «цветным романтизмом». Ющенко и Саакашвили, не скрывавшие прозападных и проамериканских симпатий, в первую очередь видели задачей сотрудничества Украины с Кавказом создание «антироссийского пояса» из «цветных» режимов. Более того, во время парламентских выборов в Азербайджане наблюдались отдельные элементы «цветного сценария» – декларативное осуждение европейскими наблюдателями якобы имевшихся нарушений, требование оппозиции признания итогов голосования недействительными и тому подобное. Это, мягко говоря, выглядело не слишком корректно в отношении законной власти государства, входящего в ГУАМ.
Несмотря на продолжающиеся во все менее представительном составе встречи блока, вскоре его работа сосредоточилась вокруг сотрудничества наиболее близких в смысле идеологии их правящей элиты стран – Украины и Грузии. Тем более что их лидеры были не просто политическими единомышленниками, но и состояли в родственных отношениях, ведь Михаил Саакашвили был кумом Виктора Ющенко.
Правда, о сколь-нибудь заметном оживлении экономического сотрудничества речь не шла – по причине почти полной стагнации грузинской экономики. Разве что после запрета России на ввоз грузинских вин, которые экс-министр обороны Ираклий Окруашвили сравнил с фекалиями, по указке власти на Украине прошла широкомасштабная рекламная кампания по популяризации продукции грузинских виноделов.
Зато резко оживилось военное сотрудничество Киева и Тбилиси. Грузии было поставлено немало военной техники – причем, значительная ее часть на сумму в несколько десятков миллионов долларов, была попросту подарена. Особенно ярко такое сотрудничество проявилось во время конфликта вокруг Южной Осетии, когда украинский президент направил в Грузию даже несколько зенитно-ракетных комплексов С-300, снятых прямо с боевого дежурства вместе с расчетами. Как говорят, именно с их помощью были сбито несколько российских самолетов, пролетавших над грузинской территорией. Есть информация, что на стороне грузинского ополчения сражались и добровольцы из радикально-националистической организации УНА-УНСО, впрочем, массовую мобилизацию своих членов она так и не объявила.
Резко активизировались украинские власти в отношении кораблей российского Черноморского флота, базировавшихся в Севастополе, и выполнявших задачи у берегов Грузии. Им пытались запретить выход в море, возвращения на базу, на суше морякам мешали перевозить грузы. В отдельные моменты ситуация вблизи главной базы ЧФ балансировала на грани открытия огня.
Тем не менее даже общие усилия Тбилиси и Киева не смогли изменить итог пятидневной войны. Украине пришлось дорого заплатить за свою позицию в том конфликте – даже сейчас, с учетом 100-долларовой скидки на российский газ, его стоимость для Украины превышает таковую для Германии. И, самое главное, гипертрофия военного антироссийского сотрудничества Ющенко и Саакашвили заглушила сколь-нибудь ощутимые подвижки в чисто экономическом значении ГУАМ. В силу чего из него в 2009 году, еще до падения оранжевого режима в Киеве, вышла Молдавия – ввиду полной бесперспективности объединения для своих экономических интересов.
После прихода к власти администрации Януковича с прежним оранжевым радикализмом на Украине было покончено. Это, впрочем, не означает какой-то пророссийскости элиты – ее интересы по-прежнему сосредоточены на западном направлении. Тем не менее ссориться с Россией из-за Грузии у правящей Партии регионов нет никакого желания. Особенно, если противоположная позиция, в частности, продление базирования ЧФ в Севастополе на 25 лет, до 2042 года неплохо компенсирована Москвой крупной скидкой на российский газ.
Однако отказ Киева от привычки смотреть на мир через «очки с оранжевыми стеклами» не означает прекращения сотрудничества с кавказскими государствами. Просто оно стало более прагматическим. С той же Грузией Киев не ссорится – ведь ее транзитное значение по-прежнему достаточно высокое. Особенно – для поставок азербайджанского газа, частично способных стать альтернативой российским газопоставкам, о чем ведутся интенсивные переговоры между политиками обоих стран.
Ничто не мешает Киеву развивать всесторонне сотрудничество с Азербайджаном – самым экономически мощным и динамично развивающимся государством кавказского региона, в том числе в военной сфере. Свидетельством чего и стало обсуждение вопроса обучения азербайджанских офицеров на Украине. Хотя боеспособность украинской армии, ввиду хронического недофинансирования и постоянных сокращений оставляет желать лучшего, но в стране все еще сохранен мощный военно-образовательный потенциал. Благодаря ему в местных военных вузах ведется подготовка курсантов из многих иностранных государств. Так что можно надеяться, что и воины Вооруженных сил Азербайджана получат там немалую пользу для совершенствования своего профессионализма. А сам этот факт является лишним свидетельством поворота внешнеполитического курса Украины – с прежнего оранжевого романтизма к акценту на трезвый и взаимовыгодный прагматизм.
За последние годы сотрудничество Киева со странами Кавказа сделало несколько крутых поворотов. Значительно оживилось оно в 2005 году, после прихода к власти «оранжевого» президента Ющенко. Именно с его подачи «второе дыхание» получил ГУАМ - региональное политическое объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, организованное еще в 1997 году, но до 2006 года не имевшее даже своего устава. Последнего, впрочем, так и не дождался входивший в блок Узбекистан – вышедший из него по причине неэффективности в том же 2005 году.
Вообще, до победы «Майдана» в Киеве ГУАМ носил хотя и несколько обособленный в отношении всего СНГ, но относительно нейтральный характер. Его объединяющей целью была защита собственных интересов стран, входящих в этот союз. Украина и Молдавия рассчитывали на диверсификацию поставок газа и нефти, Азербайджан и Узбекистан не прочь были обрести дополнительные рынки сбыта, а Грузия намеревалась сполна воспользоваться своим транзитным статусом в плане энергетических поставок. По вполне понятным причинам, из стран Кавказа в объединении не было и Армении. Не только из-за ее тесной ориентации на Россию, но и по причине абсолютной бесполезности ее пребывания в организации, ввиду отсутствия как энергетического сырья, так и путей для его транзита.
Однако после победы в Тбилиси «революции роз» в 2003, а годом позже – «оранжевой революции» в Киеве, характер ГУАМа резко поменялся. В значительно мере прагматика была заменена идеологией, или же «цветным романтизмом». Ющенко и Саакашвили, не скрывавшие прозападных и проамериканских симпатий, в первую очередь видели задачей сотрудничества Украины с Кавказом создание «антироссийского пояса» из «цветных» режимов. Более того, во время парламентских выборов в Азербайджане наблюдались отдельные элементы «цветного сценария» – декларативное осуждение европейскими наблюдателями якобы имевшихся нарушений, требование оппозиции признания итогов голосования недействительными и тому подобное. Это, мягко говоря, выглядело не слишком корректно в отношении законной власти государства, входящего в ГУАМ.
Несмотря на продолжающиеся во все менее представительном составе встречи блока, вскоре его работа сосредоточилась вокруг сотрудничества наиболее близких в смысле идеологии их правящей элиты стран – Украины и Грузии. Тем более что их лидеры были не просто политическими единомышленниками, но и состояли в родственных отношениях, ведь Михаил Саакашвили был кумом Виктора Ющенко.
Правда, о сколь-нибудь заметном оживлении экономического сотрудничества речь не шла – по причине почти полной стагнации грузинской экономики. Разве что после запрета России на ввоз грузинских вин, которые экс-министр обороны Ираклий Окруашвили сравнил с фекалиями, по указке власти на Украине прошла широкомасштабная рекламная кампания по популяризации продукции грузинских виноделов.
Зато резко оживилось военное сотрудничество Киева и Тбилиси. Грузии было поставлено немало военной техники – причем, значительная ее часть на сумму в несколько десятков миллионов долларов, была попросту подарена. Особенно ярко такое сотрудничество проявилось во время конфликта вокруг Южной Осетии, когда украинский президент направил в Грузию даже несколько зенитно-ракетных комплексов С-300, снятых прямо с боевого дежурства вместе с расчетами. Как говорят, именно с их помощью были сбито несколько российских самолетов, пролетавших над грузинской территорией. Есть информация, что на стороне грузинского ополчения сражались и добровольцы из радикально-националистической организации УНА-УНСО, впрочем, массовую мобилизацию своих членов она так и не объявила.
Резко активизировались украинские власти в отношении кораблей российского Черноморского флота, базировавшихся в Севастополе, и выполнявших задачи у берегов Грузии. Им пытались запретить выход в море, возвращения на базу, на суше морякам мешали перевозить грузы. В отдельные моменты ситуация вблизи главной базы ЧФ балансировала на грани открытия огня.
Тем не менее даже общие усилия Тбилиси и Киева не смогли изменить итог пятидневной войны. Украине пришлось дорого заплатить за свою позицию в том конфликте – даже сейчас, с учетом 100-долларовой скидки на российский газ, его стоимость для Украины превышает таковую для Германии. И, самое главное, гипертрофия военного антироссийского сотрудничества Ющенко и Саакашвили заглушила сколь-нибудь ощутимые подвижки в чисто экономическом значении ГУАМ. В силу чего из него в 2009 году, еще до падения оранжевого режима в Киеве, вышла Молдавия – ввиду полной бесперспективности объединения для своих экономических интересов.
После прихода к власти администрации Януковича с прежним оранжевым радикализмом на Украине было покончено. Это, впрочем, не означает какой-то пророссийскости элиты – ее интересы по-прежнему сосредоточены на западном направлении. Тем не менее ссориться с Россией из-за Грузии у правящей Партии регионов нет никакого желания. Особенно, если противоположная позиция, в частности, продление базирования ЧФ в Севастополе на 25 лет, до 2042 года неплохо компенсирована Москвой крупной скидкой на российский газ.
Однако отказ Киева от привычки смотреть на мир через «очки с оранжевыми стеклами» не означает прекращения сотрудничества с кавказскими государствами. Просто оно стало более прагматическим. С той же Грузией Киев не ссорится – ведь ее транзитное значение по-прежнему достаточно высокое. Особенно – для поставок азербайджанского газа, частично способных стать альтернативой российским газопоставкам, о чем ведутся интенсивные переговоры между политиками обоих стран.
Ничто не мешает Киеву развивать всесторонне сотрудничество с Азербайджаном – самым экономически мощным и динамично развивающимся государством кавказского региона, в том числе в военной сфере. Свидетельством чего и стало обсуждение вопроса обучения азербайджанских офицеров на Украине. Хотя боеспособность украинской армии, ввиду хронического недофинансирования и постоянных сокращений оставляет желать лучшего, но в стране все еще сохранен мощный военно-образовательный потенциал. Благодаря ему в местных военных вузах ведется подготовка курсантов из многих иностранных государств. Так что можно надеяться, что и воины Вооруженных сил Азербайджана получат там немалую пользу для совершенствования своего профессионализма. А сам этот факт является лишним свидетельством поворота внешнеполитического курса Украины – с прежнего оранжевого романтизма к акценту на трезвый и взаимовыгодный прагматизм.