Каха Бендукидзе: «Мои университеты!»
Читать на сайте Вестник КавказаВ Тбилиси проходят бурные акции протеста студентов Аграрного университета и Свободного университета, принадлежащих известному бизнесмену Кахе Бендукидзе. Молодые люди протестуют против решения аттестационной комиссии при Мнистерстве просвещения, лишить авторизации «Агриун», который занимает шестое место среди 70 грузинских вузов по популярности среди молодежи. Есть опасения, что аккредитации могут лишить и Свободный университет, по праву считающийся лучшим вузом Грузии.
Месяц назад аккредитационная комиссия потребовала от Аграрного университета изменить устав и записать в нем положение о недопустимости исключения студента за неуплату стоимости учебы. По действующему в Грузии законодательству, если студент не может оплатить учебу (а в университетах Бендукидзе плата очень высокая по местным меркам и доходит до 3-4 тысяч долларов в год) ему могут приостановить статус, но зарезервировать место сроком на пять лет, если он все-таки найдет деньги для продолжения учебы.
«Что стоит Кахе Бендукидзе внести такую поправку в устав своего университета? Это же так просто и легко? Аккредитация вернется мгновенно и студентам незачем будет митинговать», - недоумевал министр просвещения и науки страны Георгий Маргвелашвили. Но Бендукидзе категорически отказался приводить устав в соответствие с законом, причем отказался по принципиальным соображениям, а общественная дискуссия на этот счет вылилась в противостояние двух мировоззрений.
Дело в том, что Каха Автандилович Бендукидзе не просто бизнесмен и даже не только экс-госминистр по структурным реформам. Он – неформальный лидер грузинских либертарианцев. Бендукидзе отличается от других грузинских миллионеров, наживших огромный капитал в России 1990-х. Он сколотил капитал не в банковской сфере или нефтегазовом секторе, а в процессе реструктурирования и реабилитации сложных промышленных предприятий. У него есть своя концепция экономической политики, основанная на предельном либерализме и ограничении вмешательства государства в экономику. Бендукидзе интеллектуал. Его всегда интересно слушать и читать. Все годы после возвращения на родину он проповедовал идеологию либертарианства, индивидуализма, даже социального дарвинизма, как единственного пути развития и прогресса общества. Его идеал – Сингапур, где запрещены забастовки, и само государство является главным гарантом сохранения правил жизни в капиталистических «джунглях». То есть выживания сильнейших видов при неминуемой и беспощадной гибели слабых. «Сильный, талантливый, трудолюбивый должен пожирать слабого, бесталанного, несчастного неудачника», - так философию Бендукидзе интерпретируют его оппоненты. А их у него в Грузии много.
Чтобы воплотить свою мировоззренческую концепцию в жизнь, доказав противникам успешность и перспективность собственной модели развития, Бендукидзе и вложил немалые средства в свои университеты. Он оснастил их самой современной компьютерной техникой, а также лабораториями высшего класса, нанял лучших преподавателей, без извинений выгнав на улицу и оставив безработными всю прежнюю профессуру. Молодежь потянулась к нему, но владелец установил жесткие правила: «Мы даем тебе лучшее в стране образование. Но не заплатишь, вылетишь из университета-мечты».
Внести изменения в этот суровый закон означало бы отказаться от своего мировоззрения. Но ведь Бендукидзе не ради наживы, не ради получения прибыли, построил практически с нуля свои университеты, а для воплощения в жизнь собственного проекта выращивания нового человека - свободного, независимого, сильного и гордого.
Бендукидзе все чаще критикует современную Европу, называя ее «социалистической» и утверждая, что главной причиной нынешнего финансового кризиса стало как раз «сердобольное вмешательство» государства в социальную и экономическую жизнь, то есть отказ от «закона джунглей»: социальные пособия, пособия по безработице, ограничение прав нанимателя в пользу нанятого работника и так далее.
Оппоненты грузинских либертарианцев указывают на «бесчеловечность» их воззрений, говоря, что их идеология - это человеконенавистничество, перечеркивающее светлые общечеловеческие идеалы социального гуманизма, выстраданного за тысячи лет истории». Однако он отвечают, что на самом деле «самая человеконенавистническая идеология это коммунизм, который начинается социализмом, псевдогуманистическими рыданиями о «страданиях бедноты», потом развивается мировоззрением «неправедности богатства», приводит к огосударствлению всего и вся, введению продуктовых талонов, а все завершается насаждением коммунистической диктатуры, с ее репрессивным аппаратом, НКВД-КГБ и Гулагом». По мнению либертарианцев, именно этот вывод человечество выстрадало из истории XX века и если нынешние социалисты не могут понять, какую именно идею человечество отринуло в итоге того кровавого века, то с ними и дискутировать не стоит.
Но дискутировать придется, ведь человеческое сообщество это не джунгли, где сильный (пусть талантливый и трудолюбивый) обязан пожирать слабого с его «очень человеческими» пороками. Даже если лидер либертарианцев прав во всем остальном, то сострадание, тот самый «социальный гуманизм», и есть второе (после стыда) свойство, отличающее человека от животного.
Министр просвещения Маргвелашвили заявил: до тех пор, пока Бендукидзе не приведет свои правила в соответствии с законами государства, его великолепные университеты аккредитации не получат, какими бы они ни были вожделенными для «золотой молодежи» и каким бы высоким ни был уровень обучения. А по словам левого депутата Кобы Давиташвили, «сколько бы студенты ни митинговали, если у них нет человеческого сострадания к своим неимущим собратьям, то и нас не трогает их сломанная судьба».
Месяц назад аккредитационная комиссия потребовала от Аграрного университета изменить устав и записать в нем положение о недопустимости исключения студента за неуплату стоимости учебы. По действующему в Грузии законодательству, если студент не может оплатить учебу (а в университетах Бендукидзе плата очень высокая по местным меркам и доходит до 3-4 тысяч долларов в год) ему могут приостановить статус, но зарезервировать место сроком на пять лет, если он все-таки найдет деньги для продолжения учебы.
«Что стоит Кахе Бендукидзе внести такую поправку в устав своего университета? Это же так просто и легко? Аккредитация вернется мгновенно и студентам незачем будет митинговать», - недоумевал министр просвещения и науки страны Георгий Маргвелашвили. Но Бендукидзе категорически отказался приводить устав в соответствие с законом, причем отказался по принципиальным соображениям, а общественная дискуссия на этот счет вылилась в противостояние двух мировоззрений.
Дело в том, что Каха Автандилович Бендукидзе не просто бизнесмен и даже не только экс-госминистр по структурным реформам. Он – неформальный лидер грузинских либертарианцев. Бендукидзе отличается от других грузинских миллионеров, наживших огромный капитал в России 1990-х. Он сколотил капитал не в банковской сфере или нефтегазовом секторе, а в процессе реструктурирования и реабилитации сложных промышленных предприятий. У него есть своя концепция экономической политики, основанная на предельном либерализме и ограничении вмешательства государства в экономику. Бендукидзе интеллектуал. Его всегда интересно слушать и читать. Все годы после возвращения на родину он проповедовал идеологию либертарианства, индивидуализма, даже социального дарвинизма, как единственного пути развития и прогресса общества. Его идеал – Сингапур, где запрещены забастовки, и само государство является главным гарантом сохранения правил жизни в капиталистических «джунглях». То есть выживания сильнейших видов при неминуемой и беспощадной гибели слабых. «Сильный, талантливый, трудолюбивый должен пожирать слабого, бесталанного, несчастного неудачника», - так философию Бендукидзе интерпретируют его оппоненты. А их у него в Грузии много.
Чтобы воплотить свою мировоззренческую концепцию в жизнь, доказав противникам успешность и перспективность собственной модели развития, Бендукидзе и вложил немалые средства в свои университеты. Он оснастил их самой современной компьютерной техникой, а также лабораториями высшего класса, нанял лучших преподавателей, без извинений выгнав на улицу и оставив безработными всю прежнюю профессуру. Молодежь потянулась к нему, но владелец установил жесткие правила: «Мы даем тебе лучшее в стране образование. Но не заплатишь, вылетишь из университета-мечты».
Внести изменения в этот суровый закон означало бы отказаться от своего мировоззрения. Но ведь Бендукидзе не ради наживы, не ради получения прибыли, построил практически с нуля свои университеты, а для воплощения в жизнь собственного проекта выращивания нового человека - свободного, независимого, сильного и гордого.
Бендукидзе все чаще критикует современную Европу, называя ее «социалистической» и утверждая, что главной причиной нынешнего финансового кризиса стало как раз «сердобольное вмешательство» государства в социальную и экономическую жизнь, то есть отказ от «закона джунглей»: социальные пособия, пособия по безработице, ограничение прав нанимателя в пользу нанятого работника и так далее.
Оппоненты грузинских либертарианцев указывают на «бесчеловечность» их воззрений, говоря, что их идеология - это человеконенавистничество, перечеркивающее светлые общечеловеческие идеалы социального гуманизма, выстраданного за тысячи лет истории». Однако он отвечают, что на самом деле «самая человеконенавистническая идеология это коммунизм, который начинается социализмом, псевдогуманистическими рыданиями о «страданиях бедноты», потом развивается мировоззрением «неправедности богатства», приводит к огосударствлению всего и вся, введению продуктовых талонов, а все завершается насаждением коммунистической диктатуры, с ее репрессивным аппаратом, НКВД-КГБ и Гулагом». По мнению либертарианцев, именно этот вывод человечество выстрадало из истории XX века и если нынешние социалисты не могут понять, какую именно идею человечество отринуло в итоге того кровавого века, то с ними и дискутировать не стоит.
Но дискутировать придется, ведь человеческое сообщество это не джунгли, где сильный (пусть талантливый и трудолюбивый) обязан пожирать слабого с его «очень человеческими» пороками. Даже если лидер либертарианцев прав во всем остальном, то сострадание, тот самый «социальный гуманизм», и есть второе (после стыда) свойство, отличающее человека от животного.
Министр просвещения Маргвелашвили заявил: до тех пор, пока Бендукидзе не приведет свои правила в соответствии с законами государства, его великолепные университеты аккредитации не получат, какими бы они ни были вожделенными для «золотой молодежи» и каким бы высоким ни был уровень обучения. А по словам левого депутата Кобы Давиташвили, «сколько бы студенты ни митинговали, если у них нет человеческого сострадания к своим неимущим собратьям, то и нас не трогает их сломанная судьба».