Внешнеполитический курс Грузии определен
Читать на сайте Вестник КавказаГрузинский парламент принял резолюцию «Об основных направлениях внешней политики». Причем за документ проголосовали не только депутаты от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ), но и представители президентской партии Единое национальное движение (ЕНД). Консенсус стал итогом долгих дискуссий, парламентских дебатов, взаимных оскорблений и обвинений, но окончательное решение подтвердило, что разногласий стратегического характера между ГМ и ЕНД нет. Споры касались лишь тактических вопросов, некоторые из которых имеют существенный характер, однако кардинально не влияют на внешнеполитический курс.
Президентская партия настаивала на внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию, но поскольку это долгая и кропотливая процедура, стороны согласились, что для преемственности внешней политики достаточно парламентской резолюции. В юридическом смысле, она не носит обязательного характера. Тем не менее ее политическое значение столь велико, что правительство Иванишвили вряд ли посмеет идти наперекор. Тем более в условиях, когда команда Саакашвили дышит ей в затылок, не желая мириться с новой ролью маргинального игрока на грузинской политической сцене.
Согласно документу, главными задачами внешней политики становится «создание гарантий безопасности, защита независимости и суверенитета, деоккупация территорий и восстановление единства страны в международно признанных границах». То есть ровно то, что считали своим приоритетом президент Саакашвили и его команда.
Правительство Иванишвили полностью перенимает и второй приоритет прежних властей, который тесно связан с задачей по защите и укреплению суверенитета – «интеграция в европейские и евроатлантические структуры. С этой целью «Грузия предпримет дальнейшие шаги по строительству и усилению демократических институтов, установлению системы управления, основанной на верховенстве права и прав человека, обеспечению необратимости устойчивого экономического развития. Грузия не станет членом тех международных организаций, политика которых противоречит указанным приоритетам».
Последний тезис наиболее интересен. В нем начинают проявляться тактические различия власти и оппозиции: президентская партия предлагала следующую формулировку: «Запрещено вступление Грузии в такие организации, как СНГ, ОДКБ, Евразийский союз, Таможенный союз и другие постсоветские межгосударственные политические, экономические и оборонные объединения, в которых доминирует РФ». От столь жестких формулировок депутаты отказались, но если внимательно прочитать тезис, связывающий вступление в НАТО и ЕС со средствами достижения этой цели, то окончательный вариант означает, что Грузия никогда не вступит в СНГ, то же самое.
Следующий пункт гласит, что европейский и евроатлантический курс внешней политики Грузии «служат устойчивому демократическому развитию, безопасности страны и не направлены против какого-либо государства». Но вопрос вступления в НАТО уже как бы считается решенным. «Задачей ближайшего периода является достижение соглашения о модальностях и сроках», - подчеркивается в резолюции. И в этом проявляется главная схожесть внешнеполитических подходов двух команд: ни одна из них не желает признавать, что дальнейшее расширение НАТО на Восток – это вовсе не проблема «модальности и сроков», а фундаментального осложнения отношений НАТО и России, к чему Запад явно не готов, да и не видит в этом ни малейшей необходимости, как и резона в нынешней исторической и геополитической ситуации.
Кроме того, между строк тезиса читается «наивная» вера новых властей во главе с Иванишвили, что исток трагических осложнений в российско-грузинских отношениях, в неправильной тактике, избранной Саакашвили и его недипломатической риторике, либо конкретных импульсивных решениях, а не в общей стратегии грузинских элит за весь период государственной независимости.
Ничем не отличается позиция сторон и по вопросу участия в международных миротворческих операциях (в операции НАТО в Афганистане): «Внесение Грузией вклада в международные миротворческие, полицейские и гражданские операции является одним из важнейших компонентов защиты национальных интересов». Несколько витиеватая формула повторяет неоднократно озвученный президентом тезис о том, что воюя в Афганистане, Грузия защищает свои национальные интересы, поскольку повышает у западных государств мотивацию окончательно «не сдавать» ее России. Новый министр обороны страны Ираклий Аласания подтвердил, что грузинский контингент, являющийся самым крупным среди стран–не членов НАТО, останется в Афганистане и после 2014 года, то есть формального завершения операции ISAF.
С США Грузия намерена строить отношения в соответствии с Хартией стратегического партнерства, оформленной уже при Обаме. В ее рамках рассматриваются четыре основных направления сотрудничества: в области обороны и безопасности; в экономике, торговле и энергетике, достижение соглашения о свободной торговле; усиление демократии; углубление отношений между народами, в том числе достижение соглашения по безвизовому режиму. Причем «выполнение соглашений с США, и ЕС как главными стратегическими партнерами Грузия рассматривает в качестве обязательства перед собственным обществом». Это четкая ссылка на результаты референдума 2008 года о вступлении в НАТО.
Что касается России, то «Грузия ведет диалог с РФ в рамках проходящих в Женеве международных механизмов по безопасности на Кавказе, а также в двустороннем формате. Целью диалога является урегулирование конфликта, формирование добрососедских отношений и их развитие». При этом «Грузия должна способствовать сближению на Южном Кавказе интересов США, ЕС и России». Примечательно, что предыдущий вариант этого пункта, разработанный правящей коалицией, гласил: «Грузия не должна впредь становится проблемой и «камнем преткновения» во взаимоотношениях между Россией, США и ЕС». Но данная формулировка вызывала негативную реакцию «националов» и от нее пришлось отказаться.
Особое внимание уделяется «расширению двусторонних политических и экономических отношений с Азербайджаном, Турцией и Арменией. Для этих стран Грузия должна стать пространством по реализации взаимовыгодных политических и экономических отношений и бизнес возможностей».
Не забыто и северокавказское направление: «Отношения с северокавказскими народами будут основываться на историческом опыте добрососедства, культурного и гуманитарного сотрудничества и традиции», - говорится в резолюции.
Наконец, пункт 18 четко формулирует позицию по вопросу восстановления дипломатических отношений с РФ: «Грузия не может иметь дипломатические отношения с теми государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии». Тем самым зафиксирована «красная линия», переход которой не представляется возможным при любой конфигурации власти в Тбилиси, если эту конфигурацию составляют политические субъекты, почти единогласно принявшие резолюцию о преемственности внешнеполитического курса Саакашвили.
Президентская партия настаивала на внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию, но поскольку это долгая и кропотливая процедура, стороны согласились, что для преемственности внешней политики достаточно парламентской резолюции. В юридическом смысле, она не носит обязательного характера. Тем не менее ее политическое значение столь велико, что правительство Иванишвили вряд ли посмеет идти наперекор. Тем более в условиях, когда команда Саакашвили дышит ей в затылок, не желая мириться с новой ролью маргинального игрока на грузинской политической сцене.
Согласно документу, главными задачами внешней политики становится «создание гарантий безопасности, защита независимости и суверенитета, деоккупация территорий и восстановление единства страны в международно признанных границах». То есть ровно то, что считали своим приоритетом президент Саакашвили и его команда.
Правительство Иванишвили полностью перенимает и второй приоритет прежних властей, который тесно связан с задачей по защите и укреплению суверенитета – «интеграция в европейские и евроатлантические структуры. С этой целью «Грузия предпримет дальнейшие шаги по строительству и усилению демократических институтов, установлению системы управления, основанной на верховенстве права и прав человека, обеспечению необратимости устойчивого экономического развития. Грузия не станет членом тех международных организаций, политика которых противоречит указанным приоритетам».
Последний тезис наиболее интересен. В нем начинают проявляться тактические различия власти и оппозиции: президентская партия предлагала следующую формулировку: «Запрещено вступление Грузии в такие организации, как СНГ, ОДКБ, Евразийский союз, Таможенный союз и другие постсоветские межгосударственные политические, экономические и оборонные объединения, в которых доминирует РФ». От столь жестких формулировок депутаты отказались, но если внимательно прочитать тезис, связывающий вступление в НАТО и ЕС со средствами достижения этой цели, то окончательный вариант означает, что Грузия никогда не вступит в СНГ, то же самое.
Следующий пункт гласит, что европейский и евроатлантический курс внешней политики Грузии «служат устойчивому демократическому развитию, безопасности страны и не направлены против какого-либо государства». Но вопрос вступления в НАТО уже как бы считается решенным. «Задачей ближайшего периода является достижение соглашения о модальностях и сроках», - подчеркивается в резолюции. И в этом проявляется главная схожесть внешнеполитических подходов двух команд: ни одна из них не желает признавать, что дальнейшее расширение НАТО на Восток – это вовсе не проблема «модальности и сроков», а фундаментального осложнения отношений НАТО и России, к чему Запад явно не готов, да и не видит в этом ни малейшей необходимости, как и резона в нынешней исторической и геополитической ситуации.
Кроме того, между строк тезиса читается «наивная» вера новых властей во главе с Иванишвили, что исток трагических осложнений в российско-грузинских отношениях, в неправильной тактике, избранной Саакашвили и его недипломатической риторике, либо конкретных импульсивных решениях, а не в общей стратегии грузинских элит за весь период государственной независимости.
Ничем не отличается позиция сторон и по вопросу участия в международных миротворческих операциях (в операции НАТО в Афганистане): «Внесение Грузией вклада в международные миротворческие, полицейские и гражданские операции является одним из важнейших компонентов защиты национальных интересов». Несколько витиеватая формула повторяет неоднократно озвученный президентом тезис о том, что воюя в Афганистане, Грузия защищает свои национальные интересы, поскольку повышает у западных государств мотивацию окончательно «не сдавать» ее России. Новый министр обороны страны Ираклий Аласания подтвердил, что грузинский контингент, являющийся самым крупным среди стран–не членов НАТО, останется в Афганистане и после 2014 года, то есть формального завершения операции ISAF.
С США Грузия намерена строить отношения в соответствии с Хартией стратегического партнерства, оформленной уже при Обаме. В ее рамках рассматриваются четыре основных направления сотрудничества: в области обороны и безопасности; в экономике, торговле и энергетике, достижение соглашения о свободной торговле; усиление демократии; углубление отношений между народами, в том числе достижение соглашения по безвизовому режиму. Причем «выполнение соглашений с США, и ЕС как главными стратегическими партнерами Грузия рассматривает в качестве обязательства перед собственным обществом». Это четкая ссылка на результаты референдума 2008 года о вступлении в НАТО.
Что касается России, то «Грузия ведет диалог с РФ в рамках проходящих в Женеве международных механизмов по безопасности на Кавказе, а также в двустороннем формате. Целью диалога является урегулирование конфликта, формирование добрососедских отношений и их развитие». При этом «Грузия должна способствовать сближению на Южном Кавказе интересов США, ЕС и России». Примечательно, что предыдущий вариант этого пункта, разработанный правящей коалицией, гласил: «Грузия не должна впредь становится проблемой и «камнем преткновения» во взаимоотношениях между Россией, США и ЕС». Но данная формулировка вызывала негативную реакцию «националов» и от нее пришлось отказаться.
Особое внимание уделяется «расширению двусторонних политических и экономических отношений с Азербайджаном, Турцией и Арменией. Для этих стран Грузия должна стать пространством по реализации взаимовыгодных политических и экономических отношений и бизнес возможностей».
Не забыто и северокавказское направление: «Отношения с северокавказскими народами будут основываться на историческом опыте добрососедства, культурного и гуманитарного сотрудничества и традиции», - говорится в резолюции.
Наконец, пункт 18 четко формулирует позицию по вопросу восстановления дипломатических отношений с РФ: «Грузия не может иметь дипломатические отношения с теми государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии». Тем самым зафиксирована «красная линия», переход которой не представляется возможным при любой конфигурации власти в Тбилиси, если эту конфигурацию составляют политические субъекты, почти единогласно принявшие резолюцию о преемственности внешнеполитического курса Саакашвили.