Али Иса Джаббаров: «Азербайджанское кино находится на стадии самоидентификации»
Читать на сайте Вестник КавказаО нынешнем состоянии азербайджанского кинопроизводства и проблемах азербайджанского кино «Вестнику Кавказа» рассказал секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, руководитель Ассоциации молодых кинопроизводителей, главный продюсер киностудии «Бута-фильм», кинорежиссер Али Иса Джаббаров.
- Как бы вы определили современный уровень азербайджанского кинематографа?
- С 1990-х азербайджанский кинематограф переживал кризис. Не было финансирования, технической базы. Сегодня финансирование кинематографа стабильное - в год государство на производство фильмов выделяет 6 млн манатов. Может быть, в сравнении с другими государствами это цифра кажется смешной, но эти деньги стабильно выделяются из бюджета. Сейчас речь идет о выделении 50 мил на капитальный ремонт государственной киностудии «Азербайджанфильм». Предусмотрены ремонт, обеспечение техническими средствами павильонов, создание специализированных студий для кинематографии, закупка дорогой профессиональной съемочной техники.
Азербайджанское кино находится на стадии самоидентификации. Есть два основных пути его развития. Или надо развивать коммерческое кино, которое вернет зрителей в кинотеатр, или же мы должны ориентироваться на западные фестивали, на арт хаус. Это две главные тенденции на сегодняшний день. Когда смотришь новые фильмы, сразу чувствуется, какой из них снят для внутреннего рынка, а какой для фестивального.
Важная проблема - кинотеатры. Нет еще в Азербайджане кинотеатральной сети. Правда, сейчас в Баку чувствуется тенденция увеличения залов - во всех построенных торгово-развлекательных центрах, как правило, есть свои кинотеатры как минимум с шести залами. И народ уже потихоньку возвращается в кинотеатры. В нашем прокате был последний фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный», последний фильм Стивена Спилберга «Линкольн». Кинотеатры хорошо рекламируют свои фильмы через социальные сети, и народ, как правило, средний класс, возвращаются в кинотеатры.
Провинции от этого пока далеко. Ассоциация молодых кинематографистов Азербайджана посредством журнала «Фокус» провела недавно социальный опрос в Ленкарани, который является одним из крупных регионов Азербайджана. Выяснилось, что жители города Ленкорань в последний раз посещали кинотеатры 10 лет назад, а есть даже взрослые люди которым по 35-40, которые вообще ни разу не были в кинотеатрах. Никто не брезгует купить и посмотреть пиратскую копию. Пиратство в сети DVD магазинов и на телеканалах бьет по объему нашей кинопродукции, по гонорарам наших авторов. Местные телеканалы, которые в эфире показывают пиратские копии, не нуждаются в закупке азербайджанской продукции. Они заполняют эфир нелицензионными копиями американских и европейских фильмов, который приносит им высокий рейтинг. Поэтому у кинопроизводителей тоже нет стимула производить кино для местных телеканалов. Увлечение кинозалов с суперсовременной техникой dolbi stereo стала хорошим шагом для популяризации кино по стране. И в этих кинозалах были попытки демонстрации также азербайджанских фильмов. Был проведен показ фильма «Участок» производства «Нариман-фильм», в восстановленном самом большом кинотеатре Азербайджана «Низами» периодически показывают фильмы местного производства, правда, посещаемость пока очень низкая.
Но уже есть тенденция восстановления зрительского контакта с азербайджанским кинематографом. Мы сейчас находимся на перепутье - или мы будем иметь кинематограф где есть стабильное финансирование, но нет кино как такового, или мы будем полноценным кинорынком, где есть место и коммерческим фильмам, и авторскому кино.
- Как формируется цена на билеты в кино?
- Сейчас, набравшись опыта, администрации кинотеатров проводят различные кампании. Как правило, цены на билеты в разное время суток бывают разными. Кинотеатры начинают выпускать бонус карты, когда зрители при покупке билета получают баллы, накопив которые, можно бесплатно посещать сеансы . В целом, учитывая возможности наших зрителей, цены на билеты высокие, но с точки зрения многомиллионного города они нормальные. В любом случае посещение кинотеатров должно быть таким же культурным событием как посещение театров. Не надо бояться потратить десять долларов для просмотра кино.
- Во времена Советского Союза азербайджанский кинематограф выпустил много качественных фильмов, а в период независимости - мало. Чем вы это объясните?
- Последние 20 лет в Азербайджане была насыщенная политическая жизнь, сегодня мы живем практически в военном положении, 20% нашей территории находится под оккупацией. Все последнее время передовицы наших газет носили политический характер. Но постепенно страна возвращается в нормальную колею - главным событием уже может стать и культурное мероприятие. Например, конкурс Евровидение или гастроли мировых звезд эстрады, международные фестивали. С этой точки зрения и у кино тоже есть шанс стать событием. Например, последним нашумевшим событием в азербайджанском кино стала картина «Долу» (Град) по роману Агиля Аббаса, режиссером которого был Елхан Джафаров. Этот был фильм-плакат на патриотическую тему о войне, о проблемах Карабаха стал самым резонансным за последние десять лет. Но говорить о популярности - чтобы люди повторяли фразы из фильма, чтобы музыка запоминалась – этого нет. Чтобы какое-то кино стало воистину народным, надо подождать еще некоторое время.
Был еще один фильм коммерческого характера, художественные показатели которого были низкие, но он имел высокий рейтинг по продажам - фильм «Мехелле» (Двор), где снялись звезды нашего КВН. Режиссером первой части был маститый сценарист и режиссер Рамиз Фаталиев, поэтому там была хорошая драматургия. Но художественной ценности оно не представляет, хотя и является хорошим коммерческим продуктом. К сожалению, в дальнейшем творческая группа фильма не смогла сохранить коммерческую планку качества. Так что из резонансных фильмов могу отметить только патриотический «Град» и комедию «Мехелле», которая была снята 9 лет назад. Этого очень мало.
Среди проблем кинематографа - не только пиратство, отсутствие технической базы и рекламы в СМИ, но и все-таки финансирование. Даже бюджет театров намного больше, чем бюджет кино. В прошлом году 9 млн манатов было выделено театрам и 6 миллионов - на производство кино. Думаю, что бюджет кинопроизводства должен быть на уровне 10-12 млн манатов.
Продолжение следует